Что надо рассказать детям о перелетных птицах

Перелетные птицы: список, названия, описание, виды, характеристика, фото и видео — «Как и Почему»

Еще в школе детей учат тому, что многие птицы с наступлением холодов улетают в теплые края. Однако кто именно из представителей пернатых отправляется в далекое путешествие с целью поиска благоприятных условий? Куда улетают перелетные птицы и с какой целью? Ответы на эти вопросы ученые смогли установить довольно давно.

Куда улетают перелетные птицы

Многие думают, что с наступлением зимы птицы отправляются в теплые края, т.к. им становится холодно. Но такое мнение является ошибочным. Большинство крылатых под перьями имеют плотную пуховую подушку, которая согревает их даже при минусовой температуре.

Основной причиной эмиграции является отсутствие достаточного количества пищи. Зимой исчезает большинство насекомых, ягод и плодов, используемых в качестве пищи. Это заставляет их перебираться на другое место.

Интересный факт: средняя скорость перелетных птиц во время путешествия составляет 70 км/ч.

Когда птица отправляется в путь, она ищет места с такими же условиями, как и дома. Например, особи, живущие в лесных рощах, пытаются отыскать леса с таким же климатом. Большинство взрослых членов стаи уже знают, куда следует держать путь, поскольку зимовали хотя бы один раз. Молодняк отправляется вслед за ними и запоминает дорогу.

Грачи, проживающие на северной части ареала, зимой отправляются в теплые края. Те особи, что обитают на южных землях, живут на здесь круглый год. Птица является единственным представителем Вороновых, которая может покидать жилище в зимний период. И то ученые отмечают, что в последние годы все меньше особей отправляются в путь, предпочитая получше обустраивать гнездо на зиму и делать запасы пищи.

Большинство кочующих грачей отправляются в путь в октябре и возвращаются обратно в марте. Где птица будет зимовать, зависит от ее места проживания. Особи из европейской части России отправляются в Турцию, минуя Черное море. Грачи из западной части отправляются в Италию и Францию.

Ласточка городская

Ласточки являются небольшими птицами, поэтому им требуется больше усилий для преодоления расстояний, нежели более крупным крылатым. До теплых краев они добираются постепенно, регулярно делая передышки.

Интересный факт: ноги ласточек не предназначены для ходьбы, поэтому большую часть жизни они проводят в полете.

Зиму птицы проводят в Турции, поскольку в этой стране благоприятный для них климат. В путь они отправляются еще в сентябре, а возвращаются в первых числах мая. Причем обратно прилетают на прошлогодние гнезда и дальше продолжают использовать их в качестве места жительства.

Источник

Что надо рассказать детям о перелетных птицах

Готовясь к перелету: птицы собираются в стаи, они летают в поисках корма. Стремительно носятся в воздухе, упражняясь.

Первой прилетающей птицей, которая появляется уже в марте, является скворец.В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит, весна пришла!»

Обыкновенный скворец — это небольшая птица, достигающая в длину не более 20 см, но имеющая размах крыльев в двое больше. Интересной особенностью этой птицы является длинный, чуть изогнутый и острый клюв черного цвета, меняющий свой окрас на желтый во время сезона размножения.

Оперение птиц имеет темно черный цвет как у самцов, так и у самок. В зимнее время у скворцов появляются белые пятнышки на грудке, крыльях и голове, а весной после сезонной линьки птица становится бурового цвета. Пение обыкновенного скворца может включать в себя скрипы, свисты и дребезжания, а также скворец умеет подражать пение других птиц.

Почти одновременно со скворцами прилетают в начале марта грачи.Существует примета: «Грачи прилетели, значит, через месяц снег сойдет» и как правило так всегда и происходит.

Грач — это птица рода воронов, обитающая в Евразии. В южной части ареала этот вид птицы является оседлым, в северной — перелетным.

Грачи гнездятся на деревьях большими колоннами. Зимой грачи стараются держаться вместе с птицами своего рода.

К концу марта начинают прилетать зяблики.Про них говорят: «Зяблик прилетел, весну на хвосте принес.»

Зяблик является певчей птицей семейства вьюрковых. В среднем эти птицы живут всего 1,5 года и имеют очень маленький размер, в длину достигают не более 15 см. У самца оперение яркое, и чем ближе к весне,тем ярче: буро — красная грудка, коричневатая с зелёным спинка, синевато-серая головка, большие белые пятна на крыльях. У самки же окраска самки более тусклая.

Зяблик обитает в широколиственных и хвойных лесах, а также искусственных насаждениях. Гнездится зяблик в лесах, садах и парках. Предпочитает негустые ельники и участки смешанного леса, а также сосновых борах, особенно если поблизости имеются группки лиственных деревьев и кустарников. Избегает глухие заросшие места, так как за кормом часто спускается на землю.

Чуть позже, примерно к середине апреля прилетают дрозды. В народе существует примета,которая гласит: «Дрозды прилетели, морозы на нет сошли». Дрозды — это птицы семейства дроздовых отряда воробьинообразных. По земле передвигаются исключительно скачками. На зиму улетают на юг большими стаями. Гнездятся одиночно или небольшими колоннами. Птицы являются легко узнаваемыми за счет серой спинки и желтой грудки.

В первой половине мая возвращаются соловьи.Существует примета: «Соловьи запели, значит весна расцвела.» Соловей имеет бурый окрас с рыжеватым хвостом, гнезда предпочитают делать ближе к земле, как правило в небольших кустарниках. Зимует соловей в Африке. Соловей славится своим чудесным пением, многозвучным с множеством различных звуков. В мае соловей поет весь день, но особенно красиво песни его звучат с вечерней зари и до утра. Благодаря столь чудесным трелям этой птицы 15 мая отмечался соловьиный день и именно с этого дня считалось, что весна наполняется теплом и солнечной погодой. После прилета соловья можно действительно считать, что весна пришла!

Как летят птицы: мелкие птицы летят стаей.Крупные — строем: журавли — углом, клином; гуси летят дугой или косой веревкой (шеренгой); утки — поперечной веревкой, шеренгой.

Летят больше ночью, т. к. меньше опасностей в пути. На отдыхе стая выставляет караульных птиц.

Врагов при перелете у птиц много. Это соколы и другие хищные птицы, звери, когда птицы отдыхают между перелетами на земле.

Также большую опасность во время перелета представляет дождь, во время которого плохая видимость, перья птиц намокают и становятся тяжелыми. Еще один враг — это туман. Во время тумана много птиц разбиваются о скалы или другие препятствия. Много гибнет птицво время бурь и ураганов: ветер ломает им крылья, гонит в другую сторону, швыряет их в воду. Часто, при перелете через море, птицам приходится отдыхать на волнах.И тут много опасностей: хищные рыбы, медузы и др.

Перелет выдерживают только очень сильные и крепкие особи, которые хорошо летали, питались и хорошо отъелись перед перелетом.

В чужих краях птицы песен не поют и гнезда не вьют.

Какую пользу приносят птицы: они уничтожают вредных насекомых, их личинки, вредителей садов, лесов и огородов. Истребляют сорные растения. А кукушки, иволги — единственные птицы, которые поедают волосатых гусениц, которых не трогают остальные птицы, т. к. они забивают их желудок, горло, волосами. Поэтому они приносят особо большую пользу.

«День птиц» — тематическое занятие для дошкольников о перелетных и зимующих птицах.«День птиц» — тематическое занятие для дошкольников о перелетных и зимующих птицах. Цель: знакомство с праздником – Днем птиц; создание атмосферы радости, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания участвовать.

Что рассказать детям о Великой Отечественной войне Самый скорбный день для россиян- 22 июня. С детьми следует поговорить об этом… Каждому рано или поздно рассказывали наши родители, бабушки.

Консультация «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду»Консультация «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду» Из опыта работы «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду?».Пасха — самый главный и очень древний христианский праздник. Православная.

Консультация «Как рассказать детям о лекарственных растениях»Консультация «Как рассказать детям о лекарственных растениях» Аптека под ногами. Данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать.

Источник



Как рассказать ребенку про птиц: картинки, видео, загадки

Как научить ребенка наблюдать за природой. Голоса синиц, снегири у дома и знакомый дятел

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»
И.С. Соколов-Микитов

Я не знаю, можно ли научить ребенка любить природу, но познакомить с ней детей, научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться, наверное, можно.

— Мама! Стой! Ты слышишь, там где-то синичка!

— Вон там, в кустах. Она же поет «синь-синь, синь-синь». Слышишь? Давай послушаем. Точно! Это она! Мама, а вдруг это не простая синица, а гаичка? Я никогда в жизни не видела гаичек. Вот бы увидеть когда-нибудь.

— Дочь, ты же знаешь, что гаички у нас не живут.

Такой разговор вышел у нас с дочкой сегодня по дороге к колодцу, куда мы иногда ходим пешком.

А недавно мы с ней неожиданно увидели снегирей. За последние три года я их вообще ни разу у нас не видела. Причем дочка первая увидела и сказала, что там птичка, похожая на снегиря, но не красная. Я сказала ей, что уж если она увидит снегиря, то не ошибется. Они красные. И тут вдруг возглас дочери: «А вот и красные! Мама, это они!».

И правда, чуть в стороне с дерева на дерево перелетали снегири. Испугались что ли, засуетились и все переместились на растущую поодаль ель. Сказала ей, что и первый был снегирь, только это была самочка. Я совсем забыла, что они невзрачные на вид.

Видели мы птиц близко не так долго, но рассмотреть и полюбоваться успели. Дочку порадовал один снегирь, который подлетел ближе других и дал себя как следует разглядеть. Вот здорово, сказала моя дочь, наконец-то я увидела живых снегирей.

А могли бы просто пройти мимо или проехать — не послушать, не посмотреть, не полюбоваться.

Интерес к птицам появился у дочки не сейчас и не сразу, а постепенно, еще с самого раннего возраста, когда мы с ней мало-помалу обращались к этой теме. И да, я не ошиблась, когда написала «мы», ведь я тоже находила для себя что-то новое и интересное.

Когда ребенку было два года, у нас появились различные карточки с животными и птицами, пазлы для самых маленьких. Они и сейчас у нас есть — большого размера, состоящие из 2-3 частей, яркие и запоминающиеся. Дочке сразу понравился снегирь, она его как-то выделяла среди других. А тут еще и альбом с заданиями попался, где нужно было приклеивать бумажные кружочки — кормить снегиря. Она узнала его, когда я показала ей страничку с заданием, с интересом выполнила всю работу.

Летом мы ездили в парк птиц «Воробьи». Вот где обилие и разнообразие всяких птиц. Кого мы там только не видели. Дочь, конечно, была совсем мала и не запомнила то, что она там видела, но сейчас, спустя почти 3 года с удовольствием смотрит фото и видео. Очень удивляется, что там были пингвины. Спросила: неужели их привезли с Южного полюса?

Вот так мы потихоньку и теоретически и практически знакомимся с птицами.

Недавно у нас был День синиц. Использовали, в основном, дидактический материал из папки «Птицы» Т.Куликовской.

Там есть и описание, и рассказы, и потешки-загадки, и разрезные картинки и мемори. Мемори мы чуть-чуть усовершенствовали, обклеив карточки скотчем для надежности. Еще использовали плакат «Оседлые птицы», который постоянно висит в комнате у ребенка. На плакате дочь с моей помощью нашла всех синичек, а не только большую синицу и обожаемую ею гаичку.

Использовали и интернет, чтобы услышать голос синички, послушали несколько вариаций. Потом дочке нужно было из нескольких записей найти голос синицы. Я, конечно, не издевалась сильно над ребенком — слушали кукушку, филина и еще кого-то. Синичку нашли. Ура!

А самое главное, чуть позже мы пошли к родственникам, и она там помогала ремонтировать кормушку. Ну и, конечно, потом наблюдала в окошко за тем, как воробьи и синички клюют корм. Про кормушку мы знали заранее, поэтому и посвятили этот день птицам.

Иногда бывает, что дочь сама просит о ком-нибудь рассказать. Так у нас было со снегирями, утками и дятлами.

У нас есть «знакомый» дятел, правда, мы его, к сожалению, не видели уже больше месяца. А до этого периодически встречали: он сидел на старом деревянном столбе и отчаянно долбил что-то. Не сразу, но мы догадались, что он долбит шишки, которые растут на соседней ели. Кузню себе сделал и долбит. Дочь еще издали начинала прислушиваться, долбит он или нет. Очень радовалась, когда слышала его стук.

Дятел нас совсем не боялся, можно было подходить близко к столбу, что мы и делали. А потом он куда-то пропал. Нет его и нет. Тогда мы решили получше узнать, где и как живут дятлы. Изучали дидактический материал, прочитали и обсудили рассказ «Дятел» Сладкова, смотрели видео. Целый вечер дятлам посвятили. Причем инициатором была дочка.

Теперь интересуется, как они птенчиков высиживают, как учат их летать. Так что знакомство с миром пернатых продолжается, а ребенок мой учится любоваться природой, размышлять и сострадать. Надеюсь, что будет и любить.

Источник

Птицы которые должны знать дети

Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы» . На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий. Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

части тела

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

перелеты

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие .

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

птицы

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Вопросы и выводы по занятию

Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:

  • Что такое перелетные птицы?
  • Куда и почему улетают они на зиму?
  • Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
  • Путешествуют ли птенцы с родителями?
  • Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
  • Почему летают стаями?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Какую пользу людям и природе они приносят?

«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.

В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!

Источник

Конспект занятия в старшей группе беседа по картинкам. Тема: "Что мы знаем о птицах"

Оборудование: Загадки о птицах, модели, мяч, игрушки для задания «Кто чем питается»: лягушка, рыба, мышь, жук, семена; д/игра «Где чей клюв?», «Где чье гнездо?»; картинки птиц: аист, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, голубь, ворона, синица, воробей.

Ход занятия

1. Вступительное слово

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

«Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится? Догадались? Это….(птица)»

— Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о птицах.

Послушайте стихотворение про птиц.

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Целый день она поет.

2. Беседа по картинкам: Как появляются птицы?

Воспитатель: Как и из чего появляются птицы?

На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)

1 ребенок: — Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.

Воспитатель: — А кто знает, что было потом?

Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: — Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке — крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.

Воспитатель: — А кто расскажет, что было дальше?

3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: — Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.

Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: — Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, крылья, лапы.

5 ребенок: — В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.

Воспитатель: — И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?

Дети: — Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.

3. Беседа о птицах

На доске вывешены иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки.

Воспитатель задает вопросы по картинкам.

Воспитатель: Кого вы видите на картинках?

Дети: — Птицы.

Воспитатель: Как вы догадались, что это птицы?

Дети: — Все с крыльями, все умеют летать.

Воспитатель: Но умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки?

Дети: — Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.

Воспитатель: Перья — оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи?

Дети: — Нет, оперение разное.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, есть ли у птиц шея?

Дети: — Есть, она закрыта перьями, как воротничком.

Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?

Дети: — Когда птица вытягивает ее, например, когда чистит перья, поворачивает голову.

Воспитатель: На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?

Дети: — Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.

Воспитатель: А для чего нос птице?

Дети: — Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает.

Воспитатель: Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?

Дети: — Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно веслами, прекрасно лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади.

Воспитатель: Есть ли у птицы уши? Хорошо ли птица слышит? Как птица спит?

Дети: — Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.

Воспитатель: Как купается птица?

Дети: — Влезает ногами в воду, приседает, бьет крыльями по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.

Воспитатель: Почему говорят, что птицы — наши друзья?

Дети: — Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады.

Воспитатель: Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы. (На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)

4. Игра "Назови птиц"

У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает — из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц. (Ответы детей.)

Игра «Где чей дом?» (На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы: скворец, утка, ласточка, аист, сова. Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)

Игра «Кукушка» (Дети взявшись за руки образуют круг, а в середине с закрытыми глазами стоит 1 ребенок. Дети идут по кругу и произносят текст: «К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты…..(имя ребенка) не зевай, кто кукует, отгадай. Ку-ку.» Водящий открывает глаза и называет того, кто прокуковал.)

Игра «Где чей клюв?» Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у нее именно такой. (Дети выполняют задание.)

5. Перелетные или зимующие птицы

Воспитатель: — А как называются те, которые остаются на зиму в наших краях?

Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 — кормушку.

— Мы сейчас проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, найдете нужную картинку-отгадку и поставите ее либо на кормушку (значит это зимующая птица), либо к самолету — перелетная.

Дети выполняют задание. Загадки:

1.

Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)

2.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Кохи собирает. (Воробей)

3.

Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона)

4.

Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

5.

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)

6.

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

7.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

8.

Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Источник

Adblock
detector