Чем питались древние славяне на Руси

Чем питались древние славяне на Руси?

Чем питались древние славяне на Руси?

Когда речь заходит о том, чем же питались славяне, жившие на Руси, многие люди думают, что традиционная славянская кухня не отличалась особой сложностью и состояла из простых блюд на основе картофеля, свеклы, моркови, репчатого лука, риса и гречки. Но данное утверждение не соответствует истине, ведь практически всех указанных продуктов на столах у древних славян не было. О некоторых привычных для современного среднестатистического человека продуктах питания наши предки и не слышали.

Жившие на Руси славяне, в отличие от своих беспечных потомков, которые питаются фаст-фудом и запивают вредную еду не менее вредной сладкой газировкой, кушали сбалансированную, натуральную, богатую витаминами, микро- и макроэлементами, белками, углеводами, жирами и прочими важными для нормального функционирования организма биологически активными веществами пищу. Поэтому наши предки редко болели, имели богатырское здоровье и, невзирая на обилие тяжелой физической работы, практически не жаловались на свое самочувствие.

Чем же питались славяне на Руси? Сегодня найдем ответ на этот интересный вопрос и поговорим о тех блюдах славянской кухни, которые чаще всего были на столе у наших предков.

Каша – одно из главных блюд славянской кухни

Та каша, которой питались жившие на Руси славяне, значительно отличается от привычной для нас каши. Присутствующая в рационе многих современных людей рисовая каша простым и небогатым славянам была не по карману. Кашу из заморского и совсем не дешевого риса или «сорочинского пшена» могли себе позволить только очень богатые жители Руси.

Думаете, что наши предки питались гречневой кашей? Как бы ни так! Любимая многими с раннего детства каша из гречки не была частым гостем на столе обычных славян. Готовили её только по великим праздникам. На Руси гречка появилась благодаря греческим монахам, которые привезли её из Византии. Именно из-за греческих монахов эта вкусная крупа и получила свое название: славяне начали называть её «гречкой».

Если наши предки не ели кашу из рисовой или гречневой крупы, то какая же каша чаще всего была у них на столе? Жившие на Руси славяне обожали овсяную и пшенную кашу! И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь пшенная или овсяная каша, в отличие от не всегда полезных, но привычных для нас овсяных хлопьев, в своем составе содержит массу необходимых человеческому организму веществ и обладает множеством полезных свойств.

Овсяную или пшенную кашу готовили из цельного зерна. Зерно долго распаривали и томили в печи, чтобы оно стало мягким и «набралось силы». Для приготовления каши хозяйки на Руси использовали специальные горшочки из глины. Заправляли готовую кашу из овса или пшенки приготовленным в домашних условиях сливочным маслом. Иногда с этой целью использовали и льняное или конопляное растительные масла.

Кашу чаще всего ели деревянными ложками или просто брали из горшочка руками, так как вилок у древних славян не было.

Чем питались славяне на Руси

Какими овощами и фруктами питались славяне на Руси?

О существовании томатов, картофеля, репчатого лука, капусты, огурцов, баклажанов, моркови, свеклы наши предки до некоторых пор и не подозревали.

  • репчатый лук и капуста на Руси появились в 11 столетии,
  • морковь – в 12 столетии,
  • огурцы – в 15 столетии,
  • баклажаны, томаты и картофель – в начале 18 столетия!

Самым распространенным и популярным овощем на Руси была редька. Она существенно отличалась от привычной для нас редьки, так как была в несколько раз больше.

Репа – еще один популярный и любимый многими славянами овощ. Хозяйки парили репу в печи, благодаря чему вкус этого корнеплода становился не таким резким, а усвояемость организмом повышалась в несколько раз. Иногда репу сначала жарили или тушили, а затем делали из неё вкусную начинку для не менее вкусных пирогов.

Славяне любили готовить блюда из брюквы. Она являлась отличной альтернативой картофелю, о котором в те времена на Руси никто ничего и не знал. Брюква, хоть и требовала определенных условий и ухода за собой, но давала неплохой урожай. Она сохраняла свой привлекательный внешний вид и полезные вещества до апреля-мая. Поэтому благодаря брюкве древние славяне могли пережить зиму и чувствовать себя полными сил до появления свежей зелени.

Горох, о котором нашим предкам было известно довольно-таки много, не только кушали в сыром виде, варили из него суп или кашу, но и пекли из гороховой муки вкусные пироги и блины. Любили наши предки и чеснок. Он пользовался большим уважением у славян, которые называли его «чудо-плодом, помогающим от многих болезней и недугов».

Выращивали на Руси и тыкву. С этим овощем славяне познакомились благодаря войне с хазарами, которые принесли с собой не только оружие, но и тыквенные семена.

Занимались наши предки и садоводством. Они выращивали сливы, яблони и вишни. Некоторые хозяйки мочили яблоки на зиму. Многие славяне употребляли в пищу лебеду, крапиву и дикий щавель, собирали в лесу орехи, ягоды, грибы, дикие яблоки и груши, разные травы. Грибы помещали в большие бочки и солили на зиму вместе с душистым укропчиком. Особой популярностью пользовались грузди и рыжики.

Ранней весной добывали сок из березы и клена. В марте-начале апреля эти соки помогали нашим предкам насытить организм витаминами и минералами. Некоторые историки утверждают, что славяне на Руси умели готовить концентрированный кленовый сироп путем выпаривания влаги из кленового сока.

Хлеб – почитаемый славянами продукт питания

Хлеб, который многие жители Руси называли «батюшкой» и «головой», занимал особое место в рационе славян. Его уважали, перед ним преклонялись, о нем говорили с особым трепетом. И пекли без дрожжей!

Привычной для нас муки в те времена не было. Для приготовления хлеба и пирогов славяне использовали муку грубого помола. Делали её из ржаного, ячменного, полбяного или амарантового зерна. О пшенице древние славяне еще не знали.

И хлеб, и пироги, и лепешки хозяйки на Руси пекли из теста на заквасках. Тесто заводили на чистой речной или колодезной воде, помещали в большую квашню, изготовленную из дерева, и оставляли в теплом месте на несколько суток, чтобы оно не только подошло, но и приобрело кисловатый привкус. Благодаря естественному процессу брожения, а не дрожжам, тесто поднималось и пузырилось.

Тесто никогда не использовали полностью. Каждая уважающая себя хозяйка оставляла кусочек теста (закваску) на дне квашни, чтобы в следующий раз развести на его основе новую опару.

На свадьбу же или другие важные праздники хозяйки пекли не хлеб, а калачи и караваи. Новоиспеченная жена, уходя жить к супругу, брала с собой небольшой кусочек домашней опары, чтобы в доме мужа развести тесто и приготовить хлеб, который станет символом их долгой и счастливой совместной жизни.

Хлеб древних славян

Кисель и мед – любимые лакомства славян на Руси

Кисель, который издавна на Руси являлся любимым лакомством наших предков, был не сладким, а кислым. Поэтому он и получил свое название! Готовилось это лакомство из овсяной или ржаной муки. Скисшую ржаную или овсяную массу хозяйки варили до тех пор, пока она не становилась такой густой, что её можно было резать ножом. Чаще всего кисель, который в готовом виде был очень упругим, имел коричнево-сероватый оттенок и напоминал студень, ели вприкуску с вареньем, ягодным сиропом или медом.

Жители Руси любили лакомиться не только киселем, но и медом. Его ели, пили, добавляли в различные блюда и варили на нем варенья.

Первый месяц совместной жизни новобрачных не зря называли медовым, так как новоиспеченным супругам на Руси во время свадебных гуляний дарили бочечку меда. За месяц молодожены должны были съесть весь мед, чтобы первенец у них родился сильным и здоровым.

Чем еще питались славяне на Руси?

Многие историки утверждают, что наши предки, жившие на Руси, были практически вегетарианцами. Чаще всего славяне ели дичь, но происходило это крайне редко.

Так как корову на Руси называли кормилицей и относились к ней с особым уважением, то нет ничего удивительного в том, что в рацион древних славян входили многие молочные продукты.

Супов на Руси не было, так как борщ, уха и солянка, которые сейчас по праву можно назвать одними из самых популярных первых блюд традиционной русской кухни, появились только в 15-17 столетиях. Наши предки иногда питались тюрей. Тюря – это заправленный хлебом квас, в который добавляли нарезанный лук.

Пили древние славяне безалкогольный или немного забродивший и по вкусу напоминающий пиво квас, сухой, сладкий мед, мед с перцем, привезенное из Греции вино.

Квас древних славян на Руси

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как на Руси появились традиционные сегодня овощи, а какие культуры иностранцы считали русскими

Овощи на Руси.
Первыми русскими центрами огородничества были монастырские угодья и княжеские владения. Именно там задавались тенденции овощеводства. В силу суровых погодных условий ассортимент культур на крестьянском огороде был невелик: в рационе русского человека было всего несколько овощных культур. Привычная сегодня овощная корзина когда-то заимствовалась у иностранных земледельцев. И некоторые овощи отметились в России непростыми историями.

Овощи на русский стол традиционно подавались не в виде салатов, а раздельно./Фото: turizmdom.ru

Неурожай репы, как стихийное бедствие

Репа считается старейшим овощем, выращиваемым славянами. Сегодня уже невозможно точно определить, когда репа появилась на русском столе, так как было это еще на заре освоения земледелия. До появления картофеля именно она играла главную роль в рационе. Известное выражение «проще пареной репы» как раз доказывает популярность и повсеместное употребление этого продукта питания.

В России репа выращивалась везде и всюду, наряду с хлебом и крупами составляя основу продуктовой корзины. Посев репы был делом непростым. Семена настолько мелкие, что в одном килограмме их до миллиона. По причине невозможности сеять привычным способом семена придумали плевать, а сеятелей репы прозвали плевальщиками. Благодаря кальцию в составе репа использовалась в лечебном питании крестьянских детей как профилактическое средство от рахита. Из этого овоща готовили похлебки, супы, кашу, масло и даже квас. Репой начиняли пирожки, птицу, использовали ее для засолов. Неудивительно, что неурожай репы считался на Руси едва ли не стихийным бедствием.

Народные картофельные бунты

Укоренение «черного овоща» в России проходило непросто. Законодателем картофельных традиций принято считать Петра I, который в начале XVIII века познакомился с растением в Голландии. Ради эксперимента мешок клубней был отправлен в Россию. Русская земля приняла картофель хорошо, дав богатый урожай. Но народ овощ не принял.

Идея возродилась уже при царствовании Екатерины II, которая предприняла директивные меры по распространению сельхозкультуры. Но крестьяне, будучи незнакомыми с традициями употребления овоща, начали есть не клубни, а ядовитые зеленые ягоды. Множественные случаи пищевых отравлений повлекли за собой настоящие народные бунты. Против картофельных нововведений выступала даже знать, прозвав овощ «чертовым яблоком». Владелица литературного салона княгиня Авдотья Голицына утверждала, что картошка посягает на национальность, портит желудки и искушает благочестивые традиции русских кашеедов. Тем не менее, постепенно картофель получал распространение и даже стал вытеснять из народного рациона репу.

Картофельная революция удалась Николаю 1, приказавшему всем губерниям выращивать овощ и расширять посевные площади. И к 20 веку сельхозкультура окончательно укоренилась как «второй хлеб».

Княжеский подарок — огород капусты

Капуста пришла к славянам еще до нашей эры. Но выращивать ее на Руси научились только к 9 веку. Русским капуста полюбилась сразу. В силу своей холодоустойчивости овощ давал хорошие урожаи во всех русских княжествах. Капусту выращивали в каждом крестьянском дворе, делая объемные заготовки на всю зиму. Особым спросом пользовалась капуста квашеная, месяцами сохраняющая свои полезные свойства.

Почитался овощ и гурманами знатного происхождения. В 1150 году князь Ростислав в качестве подарка преподнес своему другу целый огород капусты, который в то время называли капустником. К 17 веку православные даже внесли в календарь праздников день почитания покровительницы овоща — Арины-рассадницы. Заготовка капусты на зимний период была особенным событием. Рубку овоща начинали с сентябрьского праздника Воздвижения и продолжали больше недели, до дня Сергия Радонежского, который так и назвали – Сергий-капустник. Зимние запасы были объемными, исчисляясь бочками, поэтому нарезали и солили капусту сообща.

Покаянный овощ

Редька — это еще один овощ, история появления которого на Руси уходит в далекие века. Она входила в состав ежедневно употребляемой в деревнях тюри — исконно русского холодного блюда, аналога современной окрошки. Готовили из овоща и деликатесы. В кулинарных рукописях 18 века популярен рецепт «медовой редьки по-царьградски». Особенно востребованной она была во время долгого семинедельного Великого поста. К его наступлению крестьянские закрома, как правило, пустели. Капуста и репа редко сохранялись до середины весны. За это редьку прозвали в народе «покаянным овощем».

Источник

Какие овощи растили русские до появления картофеля

«Лекарство, что стоит тысячу монет, растет у самого плетня». Есть такая не очень известная, к сожалению, русская пословица. Текст ниже отчасти пояснит ее смысл.

Почти все, что растет на грядках у современного русского садовода, никакого отношения к традиционному русскому огородничеству не имеет. Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Особо ортодоксальные крестьяне и вовсе считали что картофелина — это тело злобного подземного жителя, голова и конечности которого невидимы для православных. Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека. Морковь? Да, ее на Руси ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас. Восстанавливаем историческую справедливость и рассказываем о том, что должно расти на правильном русском огороде.

Несомненный номер один. Важнейший русский (и не только русский — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.

Лук кубастый

Лука наши предки выращивали множество сортов — сначала зеленый лук и лук-порей, затем репчатый, шалот и батун. Все эти сорта известны и сейчас, а вот кубастый лук забыт. Выведенный ростовскими огородниками из обычного репчатого, он лишен остроты и может употребляться, как обычный овощ.

Брюква

Гибрид репы и капусты. По вкусу схожа с первой, но гораздо питательней и неприхотливей репы, поэтому особенно активно выращивалась в северных и северозападных регионах Российской империи. Не менее активно на русских огородах выращивали корень петрушки, пастернак, свеклу, редьку и редис (все это есть и сейчас, а вот о брюкве забывают) — корнеплоды хорошо хранятся, а это крайне важно в условиях долгих и холодных зим.

Серая капуста

Знакомая нам кочанная капуста выращивалась лишь зажиточными крестьянами — ведь она на грядках занимала куда больше места, чем капуста листовая, или серая, которая росла сплошным листовым покровом. Не такая сладкая и сочная, как кочанная, эта капуста целиком шла на приготовление крошева. Для него капусту мелко-мелко нарезали, укладывали с крупной солью в бочки, дно которых присыпали ржаной мукой. Всю зиму из крошева варили щи, называемые холопскими.

Примула

Молодую зелень этих цветов с философско-автомобильным названием выращивали на салаты, начинку для ботвиньи, тюри и прочих летних яств с зеленью.

Ревень

Неприхотлив, нетребователен, растет буквально как сорняк — но из его стеблей готовили прекрасные кисели и морсы, варенье и начинку для сладких пирогов. Посмотрите внимательно — возможно, среди лопухов и одуванчиков на вашей даче тоже растет ревень.

Конопля

Главная масличная культура в средней полосе России, сейчас из-за заморского неестественного употребления запрещенная. Конопляным маслом заправляли каши и кисели, на нем жарили, с ним ели зелень или просто свежий ржаной хлеб.

Листовая горчица

Пряная зелень, напоминающая по вкусу горчицу и хрен одновременно. Листовую горчицу добавляли в окрошки и ботвиньи и ели так, с другой зеленью. Известная нам зерновая горчица появилась в России только в конце XVIIIвека, когда дикой горчице привили черенки горчицы немецкой. Немцы, собственно, это и сделали.

Козлобородник

Он же овсяный корень. К овсу, впрочем, не имеет никакого отношения — это родственник обычных садовых астр. Длинные белые, с легким рыбным привкусом корни растения крестьяне собирали по осени, варили, тушили и жарили, как и прочие многочисленные корнеплоды.

Источник



Существуют ли исконно русские продукты?

Главный редактор Gastronom.ru Елена Аносова встретилась с авторами книги «Непридуманная история русских продуктов от Киевской Руси до СССР», чтобы понять, какие русские продукты были и что нам есть теперь, в период экономического кризиса.

Мне всегда казалось, что ответить на вопрос «Существуют ли исконно русские продукты?» невозможно ни в сторону утверждения, ни в сторону отрицания. Это примерно, как с жизнью на Марсе – может, она есть, а может, ее и нет. В основе исследования Ольг и и Павла Сюткиных лежит предмет, идентифицировать национальную принадлежность которого весьма затруднительно. Гречка – с Востока, репа еще на античных огородах росла, омуль и прочие муксуны – так это исключительно региональный специалитет, а потому не может представлять русский продукт в мире. Какой продукт ни возьми – везде прослеживаются басурманские корни. Однако Сюткины в своих исторических поисках достигли определенного успеха, установив, что по меньшей мере три продукта могут считаться русскими гастрономическими скрепами — квашеная капуста, тепленное масло, смоленские крупы.

Сначала была «Непридуманная история русской кухни», два года назад вышла«Непридуманная история советской кухни», вы с самого начала задумали такой гастрономический сериал, продолжение следует?

Ольга Сюткина:Нет, изначально такой идеи не было. Это произошло случайно, но получилось весьма логично – русская кухня, советская кухня и продукты. Можно сказать, что «Историю продуктов» мы начали писать между двумя первыми книгами — какие-то главы не вошли в «Русскую кухню», от «Советской кухни» тоже осталось много интересного материала…

Дальше будете писать «придуманные»истории?

Павел Сюткин:Мы работаем с историческим материалом, с документами, они оставляют мало возможности для фантазий и выдумок. Другое дело – авторская интерпретация тех или иных тенденций. В «Истории русских продуктов» мы хотели порассуждать о национальности нашей кухни. На первый взгляд кажется, русской кухни нет: что ни возьми, везде татарский след. Но интрига в том, что во всем разнообразии продуктов, пришедших к нам с Запада, Востока, Севера и Юга, все равно проглядывает неповторимый образ русской кухни. Даже если она перенимала чужие продукты и адаптировала под себя, в итоге она обогатила их своим вкусом. Несмотря на огромное количество заимствований и эклектики, русскую кухню не спутаешь ни с одной другой, она носит исключительно национальный характер и может быть абсолютно живой, актуальной и в наши дни.

Что такое этот «русский вкус» и можно ли говорить о том, что вкус русской кухни в принципе изменился?

Ольга:У русской кухни вкус кисло-квашеный. Кислая капуста, хлеб на закваске, соленые огурцы, квас – это наши исконные продукты, они исторически определяют вкус русской кухни. Естественно, русская кухня развивалась не по прямой. Это была кривая, иногда с крайне острыми углами. Изначально это была кухня насыщения, то есть ее главным критерием была сытность блюд. К началу девятнадцотого столетия на столах знати появились прозрачные супы, вычурные салаты, десятки соусов. Впрочем, уже через сто лет эта «высокая» русская кухня была практически уничтожена, кривая пошла вниз… Оказалась ли социалистическая кулинария упадком или новым взлетом? Мы стараемся ответить и на этот вопрос.

Павел:Вкус менялся естественным образом. К примеру, многих удивляет разнообразие сельхозпродуктов, выращиваемых у нас, к примеру, в девятнадцатом веке. Забытые виды зерновых – просо, полба. Спаржа и артишоки, репа и корень сельдерея. Но жизнь идет своим чередом, и сельское хозяйство меняется. Приходят более эффективные культуры, усиливается его товарный характер. И к началу двадцатого века (а особенно в советский период) картофель вытеснил большинство других полевых культур. Если в 1890-х годах картофель занимал не больше нескольких процентов посевных площадей по России, то к двадцатым годам его доля возросла в разы – репа, редька, брюква все было в значительной степени заменено картошкой.

В любых странах и во все времена кухня делилась на народную и господскую. Так же и сегодня – есть кухня массовая и кухня так называемого креативного класса. Как вам кажется, двадцать лет продуктового изобилия в нашей стране как-то повлияли на народный стол?

Павел:Если мы говорим о массовой, народной кухне, то люди едят то же, что ели двадцать-тридцать лет назад – макароны по-флотски, пельмени, котлеты, жареную картошку, салаты с майонезом. Конечно, эволюция происходит, но гораздо медленнее, чем об этом думает креативный класс. Салат из тертых моркови, свеклы, чеснока и заправленный майонезом – вот пример использования базовых продуктов в общенародной кухне.

Ольга:А я считаю, что за постсоветский период, за время изобилия, наша кулинария все равно изменилась. Возникло желание готовить не только советские блюда, но подняться в своем кулинарном развитии чуть выше – освоить новые продукты, попробовать новые вкусовые сочетания. И учитывая этот опыт, теперь, даже когда экономическая ситуация изменилась в худшую сторону, мы все равно будем готовить более фантазийно, не так, как тридцать лет назад.

Павел:Да, бесспорно. Но как показывает история, в любое трудное время (войны, революции, кризисы) наша общенародная, массовая кухня «проваливалась» до своего исторического основания. Тот есть на столе начинали главенствовать продукты, которые являются основой русской кухни в любые века. Уходят изящные кушанья, тонкие салаты, праздничные и дорогие блюда, остаются каши, студни, котлеты, сезонные овощи, ягоды, фрукты. Есть базовый набор продуктов, закрепленный в нас на генетическом уровне, и сейчас именно он будет определять наш каждодневный стол.

Да, но ничего плохого в том, что у нас была возможность покупать пармезан и хамон, не было…

Павел:Я думаю, что наложенное нами самими на себя продуктовое эмбарго, как компьютерная программа, имела некоторые незадокументированные функции. Не столько наказать «супостатов» (которые, похоже, и не заметили страшной мести), сколько убрать с полок продукты, которые бы раздражали людей своей космической ценой в условиях падения рубля.

Интересная версия… Тем не менее, обычный хрен на полках некоторых московских гипермаркетов стоит уже 800 руб. за килограмм… Но не будем о грустном. Расскажите, как строится ваш творческий союз – как вы пишите в паре?

Ольга:Паша отвечает за теорию – сидит в библиотеках, работает с архивами, выискивает любопытные факты и сюжеты, интересные рецептуры. А потом приносит все это мне и я, как практикующий кулинар, пытаюсь оценить изначальный материал. Мы же понимаем, что кулинарные книги столетней-двухсотлетней данности на сегодняшний день не могут рассматриваться в качестве рецептурных. Там другие меры и объемы, да и сами продукты тогда были другими, эти рецепты — только некое указание повару, который в соответствии со своей квалификацией должен суметь их адаптировать.

О, да! Помню, как мы на редакционной кухне «Гастронома» пять раз пытались приготовить торт «Айседора Дункан» по рецепту 1910 года. Ничего не получалось…

Павел:Конечно, продукты изменились! Мука стала другой (помол, содержание белка), сахар стал другим – слаще, чище и так далее. Исторические рецепты – это лишь направление, некий вектор, но никак не инструкция.

Ольга, вопрос к вам как к практикующему кулинару: когда вы работали над книгой о русских продуктах или раньше, были рецепты, продукты, технологии, которые вас по-настоящему удивили?

Ольга:Когда берешь старинную рецептурную книгу, чтобы что-либо приготовить из нее, сталкиваешься с невероятным количеством трудностей — сложная технология обработки, куча не нужных ингредиентов и так далее. И получается, что из десятка старинных рецептов сегодня можно приготовить один-два. Скажем, вы никогда не будете готовить маковый «Усыпительный суп», был такой в девятнадцатом веке.

Ну почему же? По-моему, этот как раз то, что надо сейчас…

Павел:Или, например, другое название, удивившее нас, — Лагерный суп. Что приходит в голову современному человеку при этих словах? Думаю, комментировать не надо. Но кулинар Игнатий Радецкий в середине девятнадцатого века имел в виду другой лагерь — бивуак, привал охотников. Разбили лагерь и на костре сварили суп из дичи. Как адаптируешь этот рецепт? Ведь нет ни рябчиков под рукой, ни вальдшнепов…

Ольга:Для меня абсолютной находкой был рецепт клопса из книги Екатерины Авдеевой. Клопс – это отбитые ломти говядины, которые тушатся с ржаным хлебом. Я немного дополнила рецепт, добавив кориандр, тмин, сливки — получилось блюдо с тончайшим соусом.
Еще меня очень порадовала и удивила грибная калья. Мы привыкли к рыбной калье, а я нашла и приготовила, немного адаптировав, грибную. Или драчена – запеканка с творогом или картофельным пюре с большим количеством яиц и запеченная в духовке. Причем я выбираю те рецепты, которые сегодня сможет приготовить любая хозяйка.

Какие повседневные блюда вы бы рекомендовали готовить сейчас, в новых экономических условиях?

Ольга:Я бы разнообразила количество супов – есть разные способы приготовления борща, щей, супов с крупами. Котлеты так же можно делать разными – со всякими начинками. К примеру, есть рецепт котлет, фаршированных пшенной кашей, это просто и очень вкусно. Еще я бы вспомнила о том, что помимо премиальных кусков мяса, всяких дорогих отрубов и стейков, существуют не менее интересные в кулинарном отношении части туши – кострец, огузок, голень, их отлично можно использовать на домашней кухне. Это мясо для тушения, не дорогое, его просто надо уметь готовить. Думаю, что сейчас мы будем более внимательно относится к простым продуктам и максимально использовать их кулинарный потенциал.

Источник

Исконно русские растения для еды

Первыми русскими центрами огородничества были монастырские угодья и княжеские владения. Именно там задавались тенденции овощеводства. В силу суровых погодных условий ассортимент культур на крестьянском огороде был невелик: в рационе русского человека было всего несколько овощных культур. Привычная сегодня овощная корзина когда-то заимствовалась у иностранных земледельцев. И некоторые овощи отметились в России непростыми историями. Кстати, овощи на русский стол традиционно подавались не в виде салатов, а раздельно.

Репа считается старейшим овощем, выращиваемым славянами. Сегодня уже невозможно точно определить, когда репа появилась на русском столе, так как было это еще на заре освоения земледелия. До появления картофеля именно она играла главную роль в рационе. Известное выражение «проще пареной репы» как раз доказывает популярность и повсеместное употребление этого продукта питания.

В России репа выращивалась везде и всюду, наряду с хлебом и крупами составляя основу продуктовой корзины. Посев репы был делом непростым. Семена настолько мелкие, что в одном килограмме их до миллиона. По причине невозможности сеять привычным способом семена придумали плевать, а сеятелей репы прозвали плевальщиками. Благодаря кальцию в составе репа использовалась в лечебном питании крестьянских детей как профилактическое средство от рахита. Из этого овоща готовили похлебки, супы, кашу, масло и даже квас. Репой начиняли пирожки, птицу, использовали ее для засолов. Неудивительно, что неурожай репы считался на Руси едва ли не стихийным бедствием. Это был главный овощ до появления картофеля.

Укоренение «черного овоща» в России проходило непросто. Законодателем картофельных традиций принято считать Петра I, который в начале XVIII века познакомился с растением в Голландии. Ради эксперимента мешок клубней был отправлен в Россию. Русская земля приняла картофель хорошо, дав богатый урожай. Но народ овощ не принял.

Идея возродилась уже при царствовании Екатерины II, которая предприняла директивные меры по распространению сельхозкультуры. Но крестьяне, будучи незнакомыми с традициями употребления овоща, начали есть не клубни, а ядовитые зеленые ягоды. Множественные случаи пищевых отравлений повлекли за собой настоящие народные бунты. Против картофельных нововведений выступала даже знать, прозвав овощ «чертовым яблоком». Владелица литературного салона княгиня Авдотья Голицына утверждала, что картошка посягает на национальность, портит желудки и искушает благочестивые традиции русских кашеедов. Тем не менее, постепенно картофель получал распространение и даже стал вытеснять из народного рациона репу.

Картофельная революция удалась Николаю 1, приказавшему всем губерниям выращивать овощ и расширять посевные площади. И к 20 веку сельхозкультура окончательно укоренилась как «второй хлеб».

Капуста пришла к славянам еще до нашей эры. Но выращивать ее на Руси научились только к 9 веку. Русским капуста полюбилась сразу. В силу своей холодоустойчивости овощ давал хорошие урожаи во всех русских княжествах. Капусту выращивали в каждом крестьянском дворе, делая объемные заготовки на всю зиму. Особым спросом пользовалась капуста квашеная, месяцами сохраняющая свои полезные свойства.

Почитался овощ и гурманами знатного происхождения. В 1150 году князь Ростислав в качестве подарка преподнес своему другу целый огород капусты, который в то время называли капустником. К 17 веку православные даже внесли в календарь праздников день почитания покровительницы овоща — Арины-рассадницы. Заготовка капусты на зимний период была особенным событием. Рубку овоща начинали с сентябрьского праздника Воздвижения и продолжали больше недели, до дня Сергия Радонежского, который так и назвали – Сергий-капустник. Зимние запасы были объемными, исчисляясь бочками, поэтому нарезали и солили капусту сообща.

Редька — это еще один овощ, история появления которого на Руси уходит в далекие века. Она входила в состав ежедневно употребляемой в деревнях тюри — исконно русского холодного блюда, аналога современной окрошки. Готовили из овоща и деликатесы. В кулинарных рукописях 18 века популярен рецепт «медовой редьки по-царьградски». Особенно востребованной она была во время долгого семинедельного Великого поста. К его наступлению крестьянские закрома, как правило, пустели. Капуста и репа редко сохранялись до середины весны. За это редьку прозвали в народе «покаянным овощем».

Интересно складывалась в России история ревеня. Ценность этого растения определялась его лекарственными свойствами. Историческая родина – Китай. Русские монархи заинтересовались этим растением еще в 17 веке, закупая его в Тибете и экспортируя в Европу. Торговля ревенем была полностью царской монополией.

Российская империя выступала едва ли не главным поставщиком ревеня государствам Западной Европы. В Москве растение закупалось английскими и венецианскими купцами, принося немалые доходы. Какое-то время европейцы даже прозвали ревень «московским» и просто «русским». Сохранялась госмонополия на торговлю и при Петре 1, и в годы царствования Анны Иоанновны. Но в 1860 году после войны англичан с Цинской империей китайские порты открылись, и Россия перестала быть главным экспортером ревеня.

На Урале, Алтае и в Саянах рос местный ревень, но его лекарственные свойства сильно уступали китайскому растению. Поэтому русские использовали его исключительно для приготовления салатов, сиропов и варений.

В XV в Колумб открыл Южную Америку.И мореплаватели нашли в этих странах много неизвестных растений.Которые были привезены в Европу.Среди них был и перец. И до сих пор,его дикие виды произрастают в этих тропических районах.

Поэтому этот овощ считают одним из самых древних овощей. Ведь его начали культивировать за несколько десятков столетий до нашей эры. Индейцы употребляли перец в пищу вместо соли. После того как европейские мореплаватели в XV в. попали в Центральную Америку, перец стал известен и в Европе. Первые сведения о появлении перца в Европе относятся к концу XV века. Участник экспедиции Колумба Петер Мартин в своем письме от сентября 1493 года сообщает, что Колумб привез перец более едкого вкуса, чем перец с Кавказа, и что «один из них короче половины человеческого пальца, а другой круглый».

После этого овощ попадает в Турцию и Иран.А затем дорога идёт в южные районы России.В России перец в культуре появился позднее, чем в других европейских странах, его завезли из Турции и Ирана в конце ХVI века..

Первое упоминание о нем имеется в рукописи XVI столетия: «Благопрохладный цветок, или травник». Но распространенной приправой он стал только в ХVIII веке. Крупноплодные сорта сладкого перца были выведены в Болгарии, поэтому его и называют болгарским. Из Болгарии сладкий перец попал в конце XVII века на Украину, в Молдову и на юг России.

Родина помидоров — Южная Америка, где до сих пор встречаются дикие и полукультурные формы томата.

Название «помидор» происходит от итал. pomo d’oro — «золотое яблоко». Слово «томат» восходит к ацтекскому названию растения «томатль».

В середине XVI века томат попал в Испанию и Португалию, а затем во Францию, Италию и другие европейские страны. Долгое время томаты считались несъедобными и даже ядовитыми. Европейские садоводы разводили их как экзотическое декоративное растение. Самый ранний рецепт блюда из помидоров опубликован в кулинарной книге в Неаполе в 1692 году, при этом автор ссылался на то, что этот рецепт родом из Испании.

В XVIII веке томат попал в Россию, где также вначале возделывался как декоративное растение, так как ягоды не созревали полностью. Овощной продовольственной культурой растение было признано благодаря русскому учёному-агроному А. Т. Болотову, которому удалось добиться полной спелости томатов с помощью рассадного способа выращивания и метода дозаривания.

Огурец появился в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина этого вида — тропические и субтропические районы Индии, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. Упомянут в Библии как овощ Египта (Чис. 11:5).

Эта культура была известна уже грекам, от которых перешла к римлянам, и в эпоху Карла Великого была распространена уже по Средней Европе.

Первое упоминание об огурцах в Московском государстве было сделано германским послом Герберштейном в 1528 году в его записках о путешествии в Московию.

О целебных свойствах огурцов существуют упоминания в русских лечебниках — травниках, а также в старинном лечебнике XVII века «Прохладный вертоград». Отвар из огурцов народные врачеватели рекомендовали пить вместо воды, а мякоть свежих огурцов применяли как эффективное мочегонное, желчегонное и слабительное средство. Настой и отвар осенних листьев (ботвы) в народной медицине рекомендовали принимать при кровотечениях различного происхождения. Наружно их употребляют при ожогах, а также в качестве косметического средства при угрях, сыпи и некоторых кожных заболеваниях. Свежие огурцы входят в состав косметических масок для лица, которые отбеливают кожу и делают её более эластичной. Жирную кожу косметологи рекомендуют протирать спиртовой огуречной настойкой.

По мнению исследователей, родиной кабачков является Центральная Америка, где его начали культивировать в качестве огородной культуры 5 тыс. лет назад. Только в XVI в. о кабачке узнали в Европе.

Европейцы долгое время видели в кабачке лишь декоративное растение и выращивали его в качестве украшения для сада. Яркий вкус кабачка оценили несколько позже, зато теперь его широко применяют в своей кухне многие народы. Например, кабачок часто встречается в средиземноморской кухне. А жители Прованса любят фаршированные цветки кабачков.

В России кабачок стал известен только в XIX в. Он попал в нашу страну из Греции и Турции.

Свекла была окультурена за много веков до н. э. в странах Средиземноморья. Ее листья использовались в пишу. Свеклу считали целебным растением. Измельченные листья прикладывали к воспаленным глазам. Повязками из отваренных листьев выводили веснушки, предварительно смачивая кожу содой; добавляя к ним мед, залечивали злокачественные язвы и лишаи. При головной боли на лоб накладывали свежие листья свеклы. Корень в пишу сначала не употребляли, так как он был жесткий и невкусный, белого цвета. Но постепенно, путем долгого отбора, растение менялось. Корень раздался в ширину, образовывая корнеплод, налился сладким красным соком. Так свекла дикая стала всем нам знакомой свеклой культурной.

Прародителем культурной столовой, сахарной и кормовой свеклы является мангольд — листовая свекла. Дикорастущие виды свеклы до сих пор встречаются в Закавказье и Малой Азии, на побережье Средиземного, Черного и Каспийского морей.

В Древней Персии свеклу знали за 2 тысячи лет до н. э. Использовали ее как лекарственное растение, иногда — как листовой овощ. Как корнеплодный овощ свеклу стали разводить в Персии около 800 г. до н. э. В Древней Греции в пищу употребляли не только корни, но и листья, вымоченные в вине с перцем. О ее лекарственных свойствах писали Теофраст, Гиппократ, Цицерон, Вергилий, Плутарх.

Римский император Тиберий (42 г. до н. э. — 37 г. н. э.) собирал дань с покоренных народов свеклой, что способствовало распространению ее в Европе.

Из Византии в X в. свекла перекочевала в Киевскую Русь.

Дикорастущая морковь встречается во многих странах Европы (в том числе и в России), Азии, Северной Африки. По внешнему виду она очень похожа на культурные виды, но имеет тонкие, менее сочные корнеплоды. Считают, что морковь ввели в культуру 4000 лет тому назад как лекарственное растение. Много позже стали использовать в пищу ее утолщенные стержневые корни. Родиной сортов с оранжевыми и красными корнеплодами считают Средиземноморье, а с желтыми и белыми — Афганистан.

В Древней Греции морковь считали священным растением. Ее лечебные свойства были хорошо известны древним римлянам. Популярна морковь была и в Средние века. При дворе Карла Великого (VIII век) морковь была почетным блюдом. В Европе в XVI веке ее выращивали повсеместно.

По свидетельству летописцев XVI века, в России морковь очень любили, «огороды с морковью встречались в самой Москве, при домах, а гряды с овощами копались всегда между плодовыми деревьями». Каша морковная или морковь пареная под чесноком в уксусе были в то время очень популярны.

Чеснок издавна известен как пряное растение. Культивировать его начали за 6 тыс. лет до н. э., о чем свидетельствуют изображения этого растения на глиняных табличках в египетской гробнице Эль Махашны. Чеснок был очень популярен и в Древней Греции, Риме и Египте. Пифагор называл его королем всех пряностей.

❧ Несколько головок чеснока было найдено в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Они засохли, но их форма и внешний вид остались прежними.

На Руси чеснок также известен с древних пор. В древнерусских летописях, датированных XIII в., упоминается, что наши предки любили пить вино, положив в него чеснок. А в рукописях XVII—XVIII вв. чеснок упоминается очень часто, что позволяет отнести его к самым используемым растениям. Чеснок часто упоминался и в древнерусских травниках, где он рекомендовался в качестве средства от бессонницы, ревматизма, гипертонической болезни, малярии, ангины, ревматизма, простуды, подагры, почечно-каменной болезни, желудочно-кишечных заболеваний, отеков, метеоризма, мозолей, псориаза. Также он использовался как противоцинготное, противоглистное и мочегонное средство, помогал при выведении бородавок, при укусах насекомых, применялся для лечения облысения.

Источник

Adblock
detector