Человек природа в день рождения Мартироса Сарьяна

Человек — природа: в день рождения Мартироса Сарьяна

Человек — природа: в день рождения Мартироса Сарьяна

«Человек — сама природа. Природа создает человека для того, чтобы взглянуть на себя его глазами, познать себя и восхититься своей красотой. И в этом величайшее счастье человека. Гигантская, бесконечная природа и небольшое существо, несущее в себе это беспредельное величие». Мартирос Сарьян

Сегодня день рождения художника природы, восхищенного ее загадочной красотой. Мир, созданный Мартиросом Сарьяном, еще раз рассказал о неразрывной связи человека с природой. Познавая ее, люди познают и сами себя, ведь они — часть природы.

Варпет писал: «Жизнь природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает, так как он — сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, возвышающее человека».

Природа рождает и стремление человека к искусству, которое, как и она сама, принадлежит всему миру. Аветик Исаакян говорил о Сарьяне: «…подлинный путь искусства таков всегда — через национальное к общечеловеческому. Искусство Мартироса Сарьяна принадлежит всему миру, оно любимо всеми». Мартирос Сергеевич не раз повторял, что его первым и главным учителем была природа. Именно из нее художник черпал вдохновение, перенося краски Армении на свои полотна.

Мартирос Сарьян родился в 1880 году в Новой Нахичевани — городе на берегу Дона, который ныне входит в черту Ростова-на-Дону. В 1897 году он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. По окончании основного курса важную роль в развитии профессиональных навыков Сарьяна сыграли занятия в открытых при училище мастерских Константина Коровина и Валентина Серова.

Мартирос Сарьян. «Горы», 1923

Мартирос Сарьян. «Горы», 1923

Откровением для Сарьяна стала поездка на родину. В 1901–1904 годах художник совершил большое путешествие по Армении. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Эчмиадзине и Ереване, увидел озерную гладь Севана. Летом 1902 года Сарьян побывал в Ани. «В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрел сказочный мир моего детства», — делился художник своими впечатлениями.

Увиденные пейзажи родины наполнили красками полотна Сарьяна. «Все, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своем воображении». Путешествуя с 1910 по 1913 годы по Египту, Персии и Турции, художник, постигая Восток, вбирал и новые краски мира.

Мартирос Сарьян. «Аштарак. Церковь VII века Кармравор», 1956

Мартирос Сарьян. «Аштарак. Церковь VII века Кармравор», 1956

«Армения», «Горы», «Арарат и Рипсиме», «Арарат и арка Чаренца», «Пестрый пейзаж», «Радуга». Во всех этих и множестве других картин Мартирос Сарьян изображает единство природы, человека и творчества. Человек и его творения — на фоне простирающегося пространства природы.

Исследователь творчества Сарьяна Шаэн Хачатрян писал о пейзаже художника «Аштарак. Церковь VII века Кармравор»: «В возрасте 76 лет Сарьян в один сеанс написал пейзаж „Аштарак. Церковь VII века Кармравор“. На заднем плане видна гора Арагац. Но в действительности она находится не там. Художник включил гору в композицию, чтобы подчеркнуть связь простых архитектурных форм сооружения с формой горы. В картине художник представляет в единстве человека, творчество и природу».

Сарьян пишет портрет Джона Стейнбека

Сарьян пишет портрет Джона Стейнбека

И снова возвращаясь к словам Аветика Исаакяна о творчестве Сарьяна: «…Сарьян — художник с резко выраженным национальным колоритом. Корни его живописи — в нашем древнем искусстве. Однако когда иностранец восхищается искусством чужого народа, понимает, ценит, любит его, тогда это искусство становится общечеловеческим, становится собственностью всех». Подтверждением этих слов может служить встреча американского писателя Джона Стейнбека, посетившего Армению в 1963 году, с великим мастером. Сарьян подарил Стейнбеку картину «Арарат утром», и тот долго в нее всматривался, а потом сказал: «Я знаю, Арарат живет в сердце каждого армянина. Я повешу картину у себя. И Арарат постепенно проникнет в мое сердце».

Источник

Мартирос Сарьян — художник солнца, художник Армении.

Этот канал является лишь частью большого проекта ЭнотСказки , главная цель которого – познакомить с культурой разных стран. Знакомство наше мы начинаем со спектаклей по народным сказкам, и сейчас готовимся к премьере армянского спектакля. А вдохновил нас на путешествие по Армении замечательный художник – Мартирос Сарьян, рассказать о котором я хочу в этой статье.

Мартирос Сарьян родился в 1880 году в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону (ныне в пределах Ростова-на-Дону). В последствии этот выдающийся мастер цвета стал одним из великих художников ХХ века,

Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое восприятие, они дают возможность понять, что искусство не всегда отображает реальность, оно требует и свободы воображения. Мартирос Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.

В семье художника было восемь детей, жили трудно. Между тем Сарьян с особым вдохновением часто вспоминал детские годы, проведённые в степи. Детское восприятие мира навсегда определило роль природного солнечного света в его работах.

В 1895 году Мартирос Сарьян окончил общеобразовательное армяно-русское городское училище Новой Нахичевани. После окончания школы Сарьян поступил на работу в почтовую контору. Здесь в свободное время он перерисовывал картинки из журналов и делал наброски с интересных типажей, встречающихся среди посетителей конторы. Старший брат Сарьяна, Ованнес, поддержав увлечение Мартироса, познакомил его со своим приятелем, художником А. Арцатбаняном, студентом Московского училища живописи. Оценив природное дарование юноши, Арцатбанян подготовил Мартироса к вступительным экзаменам.

В 1897 году, в 17 лет, Мартирос Сарьян становится студентом Московского училища. Занятия в открытых при училище мастерских известного русского импрессиониста К.Коровина и замечательного живописца В.Серова развивали профессиональные навыки молодого художника. В начальный период портреты и пейзажи Сарьяна ещё не обнаруживают индивидуального почерка художника, однако уже эти работы свидетельствуют о мастерстве начинающего художника. Настоящим откровением для Сарьяна стали поездки на Кавказ в 1901-1903 гг.

Летом 1902 года художник побывал в Ани, древней столице Армении.
"В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства." — рассказывал художник.
Под воздействием южного солнца и создаваемых им оптических цветовых эффектов меняется палитра и образная система первых творчески самостоятельных работ Сарьяна. «Самый трудный период моей жизни — это время первоначальных исканий, — вспоминает художник. — . Проторенные дороги не удовлетворяли меня… Я решил следовать своим собственным устремлениям… Всё, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении.»

Источник

Мартирос Сарьян

Мартирос Сарьян

Мартиро́с Серге́евич Сарья́н (арм. Մարտիրոս Սերգեյի Սարյան; 16 (28) февраля 1880, Нахичевань-на-Дону — 5 мая 1972, Ереван) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1965). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1941).

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

В 1895 году окончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись Поля Гогена и Анри Матисса.

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо и др.).

Мартирос Сарьян сыграл важную роль в сохранении церкви Сурб Хач в родном ему Ростове-на-Дону, когда в советские годы встал вопрос о её сносе.

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Депутат ВС СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат ВС Армянской ССР с 1959 года.

Антон Бочаров. Сарьян, Мартирос Сергеевич. Сайт «Герои страны». Проверено 7 января 2015.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Источник



Весна в картинах Мартироса Сарьяна

В последний день уходящей весны решила посвятить публикацию этому прекрасному времени года и одному из самых любимых и «памятных» живописцев -— армянскому художнику Мартиросу Сарьяну (1880-1972 гг.), чьи картины настолько ярки, красочны, самобытны и бескомпромиссно жизнелюбивы, что, однажды увидев, их уже невозможно забыть.

Ученик Коровина и Серова в бытность свою студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, почитатель французских живописцев рубежа XIX-XX веков (Гоген, Матисс) и средневековых армянских миниатюр, Сарьян тем не менее никогда не подпадал под безоговорочное влияние великих учителей и имен, не скатывался до банального подражания и копирования чужих приемов и даже в самых ранних своих работах (акварельный цикл «Сказки и сны», 1903-1908 гг.) уже явно демонстрировал ярко выраженный индивидуальный стиль, который с годами все более развивался и оттачивался.

Весна в картинах Мартироса Сарьяна, фото № 1

Мартирос Сарьян, «Цветущие горы (В ущелье Ахуряна)», цикл «Сказки и сны», 1905 г.

Одной из центральных тем творчества и непрестанного глубокого интереса художника на протяжении всей жизни оставался Восток и особенно родная и горячо любимая Армения. «У меня была цель — понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, — писал Сарьян. — Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира… выявить его новое художественное осмысление».

Весна в картинах Мартироса Сарьяна, фото № 2

Мартирос Сарьян, «Дерево в цвету», 1907 г.

Весна в картинах Мартироса Сарьяна, фото № 3

Мартирос Сарьян, «Цветущие деревья», 1922 г.

Путешествия в Турцию, Египет, Иран, Грузию, Туркмению или по древним городам Армении неизменно находили свое отражение в картинах художника — красочных, живых и непосредственных пейзажах, в каждом из которых чувствуется неподдельная любовь к ускользающей «натуре», запечатлеваемой широкими мазками несмешанных чистых цветов, рождающих иллюзию яркого света южного солнца, почти монументальных форм и объемов.

Весна в картинах Мартироса Сарьяна, фото № 4

Мартирос Сарьян, «Абрикосовое дерево в цвету», 1942 г.

Ничто не могло бы рассказать более искренне и правдиво о страстной преданности Сарьяна живописи, природе цвета, темпераментно-знойным восточным пейзажам, чего сами его картины. Сарьян творил в дореволюционные годы, в период сталинского правления (в 1937 г. были сожжены 12 портретов его кисти государственных деятелей и представителей интеллигенции, объявленных «врагами народа»), во времена хрущевской оттепели и брежневского застоя, оставаясь верным своему искусству, своему таланту. Под кистью художника по-прежнему расцветали белоснежные сады, расстилались зеленые долины, возвышались величавые горы, звенел знойно-синий купол неба.

Весна в картинах Мартироса Сарьяна, фото № 5

Мартирос Сарьян, «Апрельский пейзаж»

Весна в картинах Мартироса Сарьяна, фото № 6

Мартирос Сарьян, «Весенний день», 1929 г.

«Я работал с большим воодушевлением, учась у природы композиции и живописи в пейзаже. Солнце так ярко освещало все вокруг, что даже предметы, находящиеся в тени, сверкали в его лучах. Я находился с глазу на глаз с природой, которая была мне бесконечно дорога, как родная мать и как лучший учитель.»

Источник

САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения).

Пантеистическое чувство преклонения перед природой сформировалось в Сарьяне с ранних лет. Он всегда следовал своему пониманию жизни: никогда не идти наперекор природе. В художнике всегда счастливо сочетались человек от земли и интеллигент, мудрость мыслителя и пылкость поисков молодости.

В особой выразительности художественного языка мастера, в его особом цветовом анализе реальной формы ощутимы не только тенденции новейшей живописи, но и концентрация непосредственных впечатлений от родной земли и отзвуки древних традиций национального искусства.

Цвет для Сарьяна – главное в живописи, его рисунок предельно лаконичен. При помощи цвета он добивался необыкновенной выразительности своих картин, проявляя удивительное мастерство в передаче света, холода и тепла одними только сочетаниями цветовых пятен.

Именно световой контраст для Мартироса Сарьяна означал утверждение власти света. Свет – это первооснова. Его силой определяются рисунок и форма, а главное – звучность цвета. По Сарьяну, чем ярче свет, тем выразительнее «поёт» цвет. Такова концепция сарьяновского реализма, такова сложнейшая художественная задача, которую своим искусством он решил блестяще.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в Новой Нахичевани близ Ростова-на-Дону в крестьянской семье. Первые художественные навыки получил в Нахичеванском городском училище. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904) и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина.

Входил в кружок художников во главе с Павлом Кузнецовым. С 1900 в летние месяцы систематически посещал Северный Кавказ и Закавказье, побывал в Константинополе (1910), путешествовал по Египту (1911) и Персии (1913).

Член содружества художников «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1911-1913), «Мир искусства» (1915-1917), «4 искусства» (с 1925).

С 1921 года жил в Эривани-Ереване. В 1921 году организовал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, став его первым директором. Принимал участие в создании Ереванского художественного училища и Союза армянских художников.

Работал как театральный художник, сотрудничая с Театром оперы и балета им. А.Спендиарова в Ереване, Московским музыкальным театром им. В.И.Немировича-Данченко и другими. Иллюстрировал произведения армянских писателей.

В 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического труда. В Ереване открыт Дом-музей М.Сарьяна.

Источник

Adblock
detector