Человек природа космос мыслятся как единое целое

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным …

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным …

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Неслучайно в древности человек не пытался быть хозяином природы: всё, что есть на земле, он считал равным себе. К сожалению, сегодня мы потеряли это органичное единство с окружающим миром. Стремясь стать властелином природы, поставить её себе на службу, мы, наверное, нарушили какие-то вечные законы бытия. За это природа мстит своим неразумным детям.

Давно известно, что красота пpиpоды благотворно влияет на человека: гpубость, чёpствость уступают место мягкости, кpотости; нечувствительность к пpиpоде заменяется сочувствием к ней; незаметно pазвивается эстетический вкус. Миp становится стpойней: душа начинает чувствовать его удивительную гармонию. Существование человека становится полней и отpаднее: он испытывает чувство светлого удовольствия, чувство пpимиpения и pадости.

Следует помнить, что природа обладает удивительной целительной силой. Пение птиц, шелест листьев, хруст веток, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, шорох травы под ногами снимают стресс и снижают кровяное давление. Даже общение с домашними животными благотворно сказывается на душевном и физическом здоровье человека. Медицине известны случаи, когда общение с собакой, кошкой или птицей оказывалось единственным средством помочь больному человеку. Верно сказал кто-то из мудрецов: «Природа не только лечит нас, но и даёт ощущение счастья жизни на земле».

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Связь человека с природой кратко. Связь человека с природой

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы – всего лишь крошечная частица в мире.

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным …

Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

Человек – неотъемлемая часть мира

В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

Как человечество влияет на Землю

С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным … 01

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

Советы по сбережению природы

Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:

— для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;

— использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.

— необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.

Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации, где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.

Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Человек и природа философия. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Происходящее на наших глазах становление нового мирового порядка идет под знаменем зашиты прав человека. И хотя этот лозунг во многом лишь идеологическая оболочка национальных и транснациональных интересов ведущих западных стран, само его использование является убедительным свидетельством все усиливающегося внимания к человеческой личности и, соответственно, к проблеме человека в целом. Это объясняется рядом причин. Нарастающая критика науки и естественно-научного подхода к изучению человеческого мира, осознание его ограниченности привели к переориентированию философии с науки на культуру. Осуществляемый в настоящее время цивилизационный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке, в развитии всех сфер общества. Еще одной причиной является уход с исторической сцепы доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая и проходящая деколонизация, тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу. В этом ряду стоит и вызванное успехами в развитии генной инженерии и совершенствовании информационных технологий опасение относительно возможностей изменения природы человека, формирования того, что Ф. Фукуяма в последний год XX в. назвал «запрограммированным недочеловеком». Немаловажную роль играет сохранившееся представление о философии как о «науке наук», понимание ее как основы наук, особенно тех, которые непосредственно имеют дело с человеком. В рамках этого подхода сформулированы специфические характеристики философского знания, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме.

Человек и природа обществознание. Общество и природа

Одна из актуальных тем современного обществознания — взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в. заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий — природоохранительный аспект.

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) — это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) — это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа — это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) — это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) — люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним — «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Связь человека с природой примеры.

Подробное решение часть 1 Стр. 64 по окружающему миру для учащихся 2 класса, авторов А.А. Плешаков 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 2 класс можно найти

1. Приведите примеры связей в природе, между природой и человеком?

В природе все компоненты связаны между собой. На деревьях и кустарниках гнездятся птицы. Таким образом, они дают им укрытие. В свою очередь, птицы защищают деревья от насекомых вредителей. Поедая ягоды и плоды, птицы способствуют расселению растений. Насекомые питаются нектаром и опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок.

Человек использует в пищу некоторые растения и животных, тем самым оказывая влияние на их численность. Древесина используется человеком как строительный материал. Происходит вырубка лесов. Возводя города, человек полностью изменяет окружающую его среду. Природные условия определяют выращиваемые человеком культурные растения.

2. Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?

Хозяйственная деятельность человека может привести к нарушению баланса в природе. Уничтожение лесов, лугов, болот приводит к исчезновению естественных мест обитаний многих редких видов. Это влечет за собой сокращение их численности. Так с лица земли исчезли многие виды. Распашка полей часто становится причиной эрозии (разрушения) почв. Выбросы различных веществ в атмосферу заводами могут привести к образованию кислотных дождей. Загрязнение водоемов влечет за собой гибель рыбы.

Источник

Космос, Логос, Единое, Идея, Энергия, Истина, Бытие, Природа, софистика, апории, акусматика

3. Древнекитайская философия. Собрание текстов. Т.1, 2. М., 1972.

4. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963, 1972.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

6. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

7. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1987 (вступительная статья С. А. Токарева, главы «Пространство и время», «Модель мира»).

1. Топоров В.Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. М., 1995.

2. История философии (Россия-Запад-Восток). М., 1995, 1996. Кн.1,2.

3. История китайской философии (под ред. М.Л.Титаренко). М., 1989.

4. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

5. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, религия, наука. М., 1989.

6. Переломов Л.С. Конфуций: его жизнь, учение, судьба. М., 1993.

7. Фэм Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.

8. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

Занятие 1.

1. Происхождение и своеобразие античной философии. Основные этапы её развития.

2. Основные понятия античной мысли (Космос, Логос, Единое, Идея, Энергия, Истина).

3. Раннегреческая философия.

4. Сократ и софисты.

При ответе на первый вопрос следует обратить внимание на то, что целый ряд исследователей рассматривают философствование как феномен именно древнегреческого мира, как особую интеллектуальную традицию, свойственную лишь античности и утраченную с гибелью античной культуры. Первые философские школы появляются на рубеже VII-VI веков до нашей эры (Милетская школа). Можно выделить следующие этапы в развитии античной философии:

1. Раннегреческая философия (конец VII – начало V веков до нашей эры). В этот период идёт формирование первых философских школ: Милетская, Пифагорейская, Элейская. Одним из основных вопросов является вопрос о первопричине и первоначале бытия: «из чего всё?». Следует иметь в виду, что представители этих школ дают разнообразные ответы на этот вопрос: всё есть вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), число (Пифагор), единое (Парменид) и т.д. Студент должен видеть специфику рассмотрения этого вопроса каждым мыслителем. Кроме того, ставится вопрос о тождестве бытия и мышления (Элейская школа).

2. Софисты и Сократ (V век до нашей эры). Период, характеризующийся «антропологическим поворотом» в античной философии. Следует обратить внимание на суть полемики Сократа с софистами, видеть специфику сократовского метода (майевтика).

3. Древнегреческая классическая философия (IV век до нашей эры). Этот период связан с именами Платона и Аристотеля. Происходит становление метафизической традиции в философии, формируется понимание вечности человеческой души, античная философия получает своё классическое завершение.

4. Античная философия в эпоху эллинизма (III до н.э. – I век до н.э.). Следует иметь в виду, что эллинистическая мысль ориентирована на воспитание человека, способного выдержать, благодаря мудрости, все тяготы жизни. Философия обретает «школьный» характер. Главное внимание уделяется интерпретации идей классической философии (Платон, Аристотель). Основные течения: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектизм.

5. Философия Древнего Рима (I в. н. э. – V в. н. э.). Этот этап связан с развитием тех идей, которые были рождены греческой мыслью, зачастую в достаточно эклектической форме. Вершиной философии этого периода можно считать неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Традиционно основным принципом античной философии считают космоцентризм. Понятие Космоса является основополагающим и центральным понятием древнегреческого мышления. Космос мыслится как конечный, ограниченный, гармоничный. На заре древнегреческой философии космос понимался как украшение, скрывающее тайну бытия. В этом смысле, космос – это гармонический порядок всего сущего, который в современной культуре можно уподобить нашему пониманию художественного произведения. Причём космос не есть нечто внешнее по отношению к человеку. Сам человек есть космическое существо, микрокосм. Мир тождественен космосу, в нём царит гармония всего сущего. Мир один и един («единое есть всё, и всё есть единое»). Философский акт представляет собой способность человека мыслить мир во всей его целостности и единстве, и не просто мыслить, но и сказывать о мире. Благодаря человеку мир обретает голос; человек есть сказывающее существо, собирающее в слове всё сущее воедино (таков логос Гераклита).

Следует отметить, что для древнегреческой философии свойственно понимание бытия как природы (φύσις, «фюзис»). Природа понимается, прежде всего, как то, что само себя осуществляет в бытии, в самом себе находит силу пребывать в мировой гармонии. Не сотворённое, а самовосходящее. Природа как единство оказывается неуловимой, отсюда необходима конкретизация бытия как природы, что, в свою очередь, задаёт понятийный ряд древнегреческой философии.

Второй вопрос посвящён рассмотрению основных понятий античной философии, благодаря которым конкретизируется понимание бытия. Следует иметь в виду, что эти понятия внутренне взаимосвязаны друг с другом и представляют собой единую, целостную систему. К основным понятиям относятся: единое ( ), логос (λόγος), идея (ἰδέα), энергейя ( ), истина (άλήθεια).

Единое – всё объединяющее. Основное понятие Парменида. В этом смысле бытие – то же самое, что и мысль, в их совместной принадлежности к Единому.

Логос как собирание всего сущего воедино. Центральное понятие Гераклита. Логос ведёт к пониманию того, что единое есть всё, и всё есть Единое. Логос Гераклита интерпретируется по-разному: как разум, как слово и речь, как космический закон. Благодаря Аристотелю, логос стал мыслиться как логическое. Сам Гераклит выразил логос следующим образом: «выслушав не мою, но эту-вот Речь (λόγος), должно признать: мудрость в том, чтобы знать всё как одно» (50-й фрагмент). Следует обратить внимание на этот фрагмент Гераклита и попытаться дать свою интерпретацию понятия «логос».

Идея. Основополагающее понятие Платона. Благодаря идее всё сущее обретает свой вид, свою сущность. Представляется целесообразным попытаться разобраться в соотношении понятий «идея» и «эйдос». Ряд авторов их отождествляют, другие же понимают эйдос (то, что наделяет зрением, образ) как зримое воплощение идеи, представленность идеи в чувственно-телесном мире. Иными словами, идея воплощается в мире как эйдос, но не исчерпывается эйдосностью. Эйдос – это форма бытия идеи в телесном (материальном) мире, «внешнее явление того или иного сущего».

Энергейя – центральное понятие Аристотеля, означающее стремление всех вещей к осуществлению себя в мире таковыми, какие они есть по своей сущности, иначе говоря: стремление быть тем, чем есть, осуществить себя во всей полноте собственного бытия. Бытие здесь понимается как про-изведённость. На латинский язык аристотелевская «энергейя» будет переведена как actualitas (действительность). Понимание бытия как действительности (в отличие от античного понимания бытия как природы) будет чертой средневековой философии.

Все эти понятия, по сути, сводятся к одному понятию, лежащему в «истоке» (М. Хайдеггер) всей греческой философии – истине. Для греков свойственно понимание истины как непотаенности, открытости. Само бытие заинтересовано в человеке как сказывающем существе, способном вслушаться в голос бытия и, ничего не скрывая, поведать об услышанном. Слово бытия и слово человека нераздельны. Каждый пребывает в такой точке мира (топос), из которой открывается истина (точка зрения). Мышление – это путь к истине. Чтобы мышление могло выполнить свою миссию восхождения к истине, оно должно быть открытым. Мысль может существовать лишь в открытом исполнении (См. об этом подробнее: Сергеев К.А., Толстенко А.М., Торубарова Т.В. История античной философии. СПб., 1998).

Третий вопроспредполагает свободную ориентацию студента в основных школах раннегреческой философии. Необходимо обратить внимание на Милетскую, Пифагорейскую и Элейскую школы философии.

Основателем Милетской школы философии является Фалес из Милета (ок. 625 – ок. 547 г.г. до н. э.), которого считают первым греческим философом. Фалес, согласно Аристотелю, выдвинул следующие положения: 1) «всё произошло из воды»; 2) «земля плавает на воде»; 3) «всё полно богов»; 4) «магнит имеет душу». Особый интерес представляют первое и третье положения. Отталкиваясь от идеи «всё произошло из воды», ряд авторов рассматривают Фалеса как родоначальника современной науки, имеющего в виду «непрерывное становление элементов или элементно становящийся континуум» (Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. С. 344). Также Фалеса называют стихийным материалистом. Однако следует иметь в виду, что материальное здесь имеет философское значение. Вода представляет собой «всеобщую сущность», которая «определяется здесь как реальное и значит абсолютно определяется как единство мысли и бытия» (Гегель). Вода Фалеса представляет собой простое начало, равно как и первоначало другого представителя милетской школы – Анаксимена (588-525 г.г. до н.э.). По Анаксимену, первоначалом всего является воздух, и все вещи представляют собой различные степени сгущения воздуха (вода, земля, камни) или его разрежения (огонь). Несколько по-другому вопрос о первоначале и первопричине сущего решает Анаксимандр (610-546 г.г. до н. э.). Он впервые ввёл понятия апейрон (ἄπειρον) и архэ (ἀρχή). Следует видеть связь этих двух понятий. Апейрон (бесконечное, беспредельное) является первоначалом всего существующего; это вечная, бесконечная, неопределённая материя, которая находится в вечном движении и порождает из себя многообразие всего существующего. Архэ (принцип) – то, что лежит в основе бытия вещей как вещей (т.е. оформленных, конечных, определённых). Имеет смысл рассматривать архэ как первопричину, имманентную (внутренне присущую) апейрону, благодаря которой созидается многообразие сущего. Это может объяснить содержательное отождествление этих понятий самим Анаксимандром и интерпретаторами его учения.

Пифагор (ок. 570 — ок. 497 г.г. до н.э.) и его школа. Серьёзная философская школа и крупная политическая организация, построенная по принципу гетерии (тип политического объединения, который строится на личных отношениях лидера и его приверженцев и не предполагает ни чёткой организационной структуры, ни должностных лиц, ни других атрибутов формально закреплённого объединения). Пифагорейцы уподобляли вещи числам и выдвинули принцип: всё есть число. «Всё познаваемое, конечно же, имеет число. Ведь без него невозможно ничего ни помыслить, ни познать… Если вещи будут безграничны, то вовсе ничего не будет познаваемо» (Пифагор). В качестве основополагающих областей знания Пифагор выделял математику и акусматику. Математика имеет дело с познанием сущего, акусматика же ориентирована на человека. Акусмы делятся на три вида. Первый из них отвечает на вопрос: что это? Второй – на вопрос: что самое (лучшее, мудрое и т.п.)? Третий вид говорит о том, что следует и не следует делать. Представляет интерес и пифагорейская трактовка (мистика) чисел.

Элейская школа представлена четырьмя мыслителями. Старшие: Ксенофан (ок. 576 — ок. 480 г.г. до н. э.), Парменид (расцвет ок. 500 г. до н.э.); младшие: Зенон (расцвет ок. 460 г.г. до н.э.), Мелисс (расцвет ок. 440 г. до н.э.). Особое внимание следует уделить Пармениду и Зенону. Согласно ряду авторов, основной идеей Парменида является идея о неизменности и неподвижности бытия. Однако парменидовское понимание бытия нельзя рассматривать в отрыве от мышления. Именно Парменид одним из первых поставил вопрос об отношении мышления к бытию. В своей поэме в стихах о природе Парменид скажет: «Одно и то же – мышление и то, о чём мысль, // Ибо без сущего, о котором она высказана, // Тебе не найти мышления. Ибо нет и не будет ничего, // Кроме сущего (того «что есть»)». Следует иметь в виду, что здесь не идёт речь о тождестве бытия и мышления, поскольку нет речи об их различии. Истина присуща бытию и мышлению. Именно исходя из приобщённости бытия к истине, можно говорить о его неизменности. Также при ответе на данный вопрос необходимо обратить внимание на понятие «единое».

Зенон – любимый ученик Парменида. Известность Зенону принесли его апории (неразрешимые противоречия), направленные против понятий движения и множественности. Следует обратить внимание на четыре классические апории: «Дихотомия» (чтобы пройти весь путь, надо пройти его половину, но прежде – половину половины и так до бесконечности), «Ахиллес» (Ахиллес никогда не догонит черепаху, стартовавшую чуть ранее, поскольку пока Ахиллес пройдет расстояние, пройденное черепахой, черепаха пройдёт ещё какое-то расстояние и т.д.), «Стрела» (всё или движется, или покоится; когда нечто покоится, оно занимает определенное положение в пространстве; движущаяся стрела в каждый момент времени («теперь») занимает определенное положение в пространстве; следовательно, движение есть сумма состояний покоя), «Стадий» (известен в изложении Аристотеля: «Четвертый же аргумент о двух равных рядах величин, движущихся с концов стадия навстречу друг другу мимо равных им по числу и размеру величин третьего ряда, которые, однако, неподвижны; движутся они с равной скоростью. Тогда оказывается, думает он, что половина времени равна двойному. Паралогизм же заключается в том, что одинаковая величина, движущаяся с равной скоростью проходит за равное время как мимо неподвижного, так и движущегося»). Зенон в своих апориях обосновывает понимание бытия как единого и неподвижного.

Рассматривая данный вопрос, необходимо особо остановиться на философских взглядах Гераклита из Эфеса (ок. 540 — 480 г.г. до н.э.). Гераклита называли «Тёмным», так как его идеи казались туманными и непонятными современникам, а кроме того, выражены они были в форме афоризмов, построенных на игре слов и смыслов, с использованием глубоких и многозначных «смыслообразов» (выражение Ф. Х. Кессиди). Следует рассмотреть понятие «логос», которое является центральным понятием Гераклита. Для Гераклита логос и истина суть одно. «Целомудрие (самоограничение) – величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая» (Гераклит, фрагмент 112). Также Гераклита считают родоначальником диалектики. Именно ему принадлежит изречение: «На входящих в одну и ту же реку в один раз притекают одни воды, в другой раз – другие», которое впоследствии трансформировалось в обыденном языке в известный афоризм «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». (При подготовке данного вопроса имеет смысл обратиться к книге Ф. Х. Кессиди «Гераклит».)

Нельзя не упомянуть и философские идеи Демокрита. Безусловно, если руководствоваться строго хронологическими рамками, то Демокрит (ок. 460 — 370 г.г. до н.э.) – современник Сократа и Платона, но с содержательной точки зрения он завершает традицию раннегреческой философии. Демокрит так же ставит вопрос о первопричине, первоначале бытия. Основу бытия, по Демокриту, составляют атомы (ἄτομος – неделимый). Атомы имеют величину, они неделимы и находятся в постоянном движении. Движение не возникает, оно вечно. Атомы внутри себя неподвижны, в самом атоме нет источника движения. Атом – частица истинно-сущая, у него нет чувственно воспринимаемых качеств, кроме тяжести и величины. Атом обладает формой как внешним очертанием. Атомы различаются тремя свойствами: формой, порядком соединения и поворотом. Атомистика Демокрита оказала большое влияние на последующее развитие философии. Целый ряд авторов, вслед за В.И. Лениным, даже говорили о «линии Демокрита», связанной с поиском материальной основы мира; этой «линии» они противопоставляли идеалистическую «линию Платона».

При подготовке к третьему вопросу необходимо обратиться к следующей литературе: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989 и Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Четвёртый вопрос.Предшествующее развитие философии вызвало к жизни движение софистов. Часто этому слову придаётся отрицательный оттенок. Однако если обратиться к исконному значению этого понятия, то «софия» означает мудрость, а сами софисты, стало быть, – это знатоки мудрости. Софисты за плату учили человека рассуждению, они были ориентированы не на познание, не на постижение истины, а на риторику и аргументацию. Согласно им, бытие как природа непостижимо, если чему-то и можно научить человека, так это обоснованию своей точки зрения. К софистам относят: Протагора (известен своим изречением: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»), Горгия (выдвинул ряд положений, обосновывавших невозможность познания бытия: 1) Ничего нет. 2) Если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо. 3) Даже если бы нечто было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и разъяснить другому), Продика (считал, что богов нет, люди обожествили то, что им полезно, в чём они нуждались), Гиппия (см., например, диалог Платона «Гиппий Больший»). На семинарском занятии имеет смысл прокомментировать наиболее известные изречения софистов. (Характеристику софистического способа аргументации можно найти у Аристотеля в трактате «О софистических опровержениях».)

При подготовке к семинару следует иметь в виду, что феномен Сократа неотделим от софистического движения. Так же, как и софисты, он отказывается от изучения природы ввиду отсутствия соответствующего метода. Главное внимание направлено на человека. Сократ бродил по Афинам и задавал вопросы: что есть красота, что есть истина, что есть добродетель, что есть добро, что есть благо и т.п. Своими вопросами о «чтойности» он преодолевал понимание мудрости как ораторского искусства (софисты) и закладывал основы философии как метафизики. Сократ известен также своими принципами «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю» и пониманием бытия как блага. Имеет смысл обратить внимание и на этический рационализм Сократа, полагавшего, что если человек знает нечто, то он и поступает соответственно. Добродетель есть знание, а знание есть добродетель («Мужество – это знание как избежать опасности», «Благоразумие – знание как обуздать собственные страсти», «Мудрость – это знание как соблюдать законы» и т.п.). Особый интерес представляет метод Сократа. Ему был свойственен вопросно-ответный характер искания истины. А.Ф. Лосев определил сократический метод как индуктивно-дефиниторный. Судьба Сократа оказалась трагична: он был приговорён афинским судом к смерти, которую мужественно принял, выпив чашу с ядом (см. об этом: Платон «Апология Сократа», «Федон»).

Источник



Философское понимание природы.

Выражение «дикая природа» означает, что к этой части природной среды ещё не прикоснулась рука деятельности человека, не ступала его нога.

Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, человек волею своей судьбы оказался быть обречённым на присутствие и существование в нём.

И.Гёте так писал об этом: «Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». Все люди, подчёркивал немецкий мыслитель, находятся внутри её, а она пребывает в каждом из нас.

Известный немецкий философ Л.Фейербах писал: «Мы живём, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своём шаге».

Понятие природы традиционно присутствует в истории философской мысли.

Античная философия Платонрассматривал природу как мать-кормилицу, причину возникновения человека. Естественная гармония природы вызывала у него восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать её, использовать её в качестве объекта наблюдения;
Философия Средних веков религиозно-философское восприятие природы как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделённый бессмертной душой, начинает противопоставляться «низкой» греховной природе. Природа и человек противопоставляются, человек возвеличивается над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира;
Философия эпохи Возрождения появляются идеи бесконечности природы. Природа рассматривается как источник красоты, радости, вдохновения и противопоставляется разрушающей, порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества, подражать совершенству природы;
Философия Нового времени утверждается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются её законы. Формируется новый тип взаимоотношения человека и природы. Его центральная идея – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы;
Немецкая классическая философия всё более утверждается идея развития, единства и многообразия природы (И.Кант, И.Гёте), идея единства человека и природы (Ч.Дарвин и др.)
Современная философия — опирается на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надёжным союзником. Взгляд на природу как средство достижения каких-либо человеческих целей сохранялся до середины XXв. И лишь в конце века стала очевидной задача немедленно поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, и философского осмысления взаимоотношений между ними.

2. Проблема жизни, её конечности и бесконечности в условиях Земли.

В целях познания природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, наука использует следующие понятия:

Географическая среда это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, та часть природы, которая оказалась вовлечённой в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Она либо стимулирует развитие общества (наличие естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труднопреодолимые горные массивы). Влияние конкретной географической среды на историческое развитие конкретного народа неоспоримо. Климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов;
Окружающая среда это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и её недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу;
Биосфера это сфера действия всего живого,(«оболочка Земли, наполненная жизнью»), целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животный мир. Биосфера зародилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Компоненты биосферы: — литосфера ( с греч. – каменная оболочка) – верхняя твёрдая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли): — создаёт твёрдую основу поверхности; — содержит в себе полезные ископаемые; — имеет особый органический слой – почву, создающую условия для жизни растительных организмов; — атмосфера – газопаровая оболочка вокруг Земли: — защищает Землю от влияния открытого Космоса; — предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создаёт благоприятный температурный режим; — содержит азот (около 80%) – вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) – вещество необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду; — гидросфера – водная оболочка Земли. Вода покрывает около 70% земной поверхности: — благодаря ей осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов; — вода является составной частью растительных и животных организмов (80% организма человека составляет вода); — вода является средой обитания подводных растений и животных и рыб; — существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем перешла на сушу. Жизнь – это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны следующие процессы:обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение; наследственность; борьба организмов между собой; естественный отбор наиболее приспособленных к существованию; способность создавать порядок из хаоса. Большой вклад в изучение биосферы внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие учёные. Жизнь – это постоянное обновление окружающего мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Смерть в природе уступает дорогу новой жизни, и тем самым она как бы «оправдывает» себя, своё право на существование.
Искусственная среда обитания «вторая природа» — всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера, которая включает многочисленные и разнообразные орудия труда, технику и машины, здания и др. С развитием общества роль данной среды для человека возрастает. Однако динамика роста объёмов искусственной среды обитания, её влияния на окружающую природу настораживают. Объём техномассы (всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов);
«Ноосфера» «сфера разума» — термин был введён в оборот в XXв. (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский). Под ней понимается качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она – закономерная ступень в развитии биосферы. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества. На этом этапе потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео — и биосферы. Биосфера и цивилизация должны представлять собой не разнородные и противоречивые части, а составляющие единого целого, одного организма, дополняющие и помогающие друг другу.

Природа и общество.

Несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, человечество является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего – без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Всё материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что даёт природа. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – всё это взято человеком из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства.

Поэтому природа – это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях, люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи, первопричины, зависимости общества от природы – насущная необходимость.

Зависимость материально производства и жизни общества от природы накладывает определённые ограничения на деятельность человека.

В последние годы популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания.

Организмы – это всё живое на нашей планете, а среда обитания – это то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Экология провозглашает принцип органического единства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др.

Социальная экология исследует отношения в системе «общество – природа» и в настоящее время является актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия деятельности человека в окружающей среде.

Значение природы для человека и общества: природа – это наша мать («рождающее начало»): — в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь, эфир), из которых якобы произошёл и состоит мир; — породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил; — разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в её лоне. «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть», — К.Маркс. -человек – органическая часть природы, и этот тезис является основой современной философии и науки.
природа – источник всех потребительских благ, «питающее начало»: — пища, одежда, жильё, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые – всё это получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека; — природа – источник физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.); — природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда; — истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей.
природа выступает как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения: -природа – гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице; — образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства; — общение с природой облагораживает человека, развивает в нём лучшие качества – чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Домом для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.

Взаимоотношения между обществом и природой в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.

Собирательская (присваивающая) цивилизация: — самый ранний период в истории человечества, когда человек не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к её стихиям и капризам. Следы его деятельности были практически незаметны и носили локальный характер; — но человек уже обрёл первую власть над силами природы, сумел создать простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём; — однако природа всё ещё воспринималась человеком как таинственная и часто враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и ранних религиях;
Аграрная (земледельческая) цивилизация: природа ещё противостояла человеку как внешняя и слепая сила; — космоцентризм требовал от человека жить в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека; — но масштабы практической деятельности человека значительно расширились, появилось земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий; — формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как чему-то низшему, объекту практической деятельности; — в Средние века христианство уже провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету;
Промышленная (индустриальная) цивилизация: завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека; — всё больше утверждалась претензия человека, как «венца» природы, на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов; — природа стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы не следует ждать милостей, и поэтому её надо подвергать настойчивому штурму; — формировалась психология покорения природы, а на саму природу стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко любым путём; — в итоге сложился «системно – преобразовательный» тип природоиспользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды;
Постиндустриальная цивилизация: — человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив её в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчёта; — к такой ситуации привели бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также сама психология «пользования» природой; — произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу, что чревато катастрофическими последствиями; — позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему якобы «всё дозволено». Между человеком и природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть; — природа со своей стороны «отомстила» человеку, преступившему рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис, который наряду с гонкой ядерных и иных вооружений стал самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании. Оказалось, что за каждую победу человека над окружающей природой она «мстит» в форме тех или иных негативных последствий для своего покорителя.

Т.о., история взаимоотношений между обществом и природой свидетельствует о наличии отчётливой тенденции – нарастающей экспансии (вторжения) человека в природную среду. Человек стремится к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой. Эта тенденция, если её не остановить, может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.

Источник

Космос и человечество.

Оригинал взят у annum_per_annum в Альманах «Винтаж»: статья «Космос и человечество» из ежегодника «Земля и люди» (1981) Два года назад постил сюда концовку из этой статьи и понравившуюся с детства репродукцию картины. Теперь вот дошли руки обработать её целиком:

«Наши потомки будут по-своему определять и оценивать этапы проникновения в космос. Но мы уже сейчас можем, хотя и весьма условно, разделить время существования эры космоса на три этапа. Вначале был совершен прорыв в космос, и главным был факт самого прорыва, имевшего целью преодолеть цепи земного тяготения, вывести в заатмосферное пространство технику, автоматы, а затем и самого человека.

Второй этап — это «нетерпеливое» исследование космоса, так сказать, «экспресс-исследование» во всех возможных и доступных направлениях. Этот этап можно назвать временем рекогносцировочных экспериментов, целью которых стали исследования из космоса околоземного пространства и самой Земли, а также Луны, Солнца и планет Солнечной системы, медико-биологические исследования и изучение поведения человека в условиях космического полета.

Наконец, третий, нынешний этап освоения космоса характеризуется систематическими исследованиями Вселенной во всех упомянутых направлениях. Если на своем втором этапе познание космоса шло относительно равномерно, ибо нужно было, хотя бы «вчерне», узнать как можно больше о недоступной ранее внеземной природе, то на третьем этапе, когда уже можно опираться на результаты предшествующего периода, становится более ясно, какое или какие направления имеют преимущество перед множеством других исходя из значимости для науки и народного хозяйства.

Это направление исследований — познание Земли из космоса и познание космоса для блага человека на Земле. Как образно сказал президент Международной астронавтической федерации (МАФ) Л. Наполитано, человек долго смотрел в небо с Земли, теперь же пришла пора смотреть с неба на Землю. Если раньше он мысленно устремлялся в космос, чтобы, может быть, в будущем покинуть свою планету и освоить иные миры, то теперь, реально побывав в космосе, человек понял, что сейчас задача космических исследований — служение человечеству, живущему на Земле, причем она остается главной, определяющей «земную» ориентацию освоения космоса.

Такая ориентация вовсе не исключает космические исследования и эксперименты, не имеющие прямой связи с познанием Земли: и сама она, и ее окружение не изолированы от остального космоса. Любая информация может быть использована для земных нужд.

Взять хотя бы экологическую проблему, ставшую одной из главных в наши дни. Место и роль космонавтики в ее решении мыслятся по-разному. Существует даже своего рода «экологическое» обоснование необходимости космической экспансии человечества. В зарубежной литературе грядущее освоение и заселение человеком космоса и планет Солнечной системы часто связываются с утверждением, что они будут вызваны колоссальным ростом населения Земли, «демографическим взрывом».

С другой стороны, предсказывается такое загрязнение земной атмосферы и истощение запасов кислорода и других природных ресурсов, что люди будут вынуждены жить в искусственной среде, а это в принципе равносильно обживанию первично безжизненного небесного тела.

С такой точкой зрения невозможно согласиться. Она в неверном свете представляет роль космонавтики в ликвидации экологической угрозы на Земле. Освоение космоса вызывается не действием «экологического инстинкта», безотчетным стремлением человека создать условия и средства для своего бегства с Земли, а чисто «земными» потребностями развития производства, техники, науки. И сами космические средства отнюдь не предназначаются для того, чтобы проложить «спасительный» путь, по которому устремится человек, решивший покинуть обезображенную им Землю. Речь может идти не об уходе людей с Земли в космос, а о своего рода «расширении» Земли за счет космоса, об использовании свойств и условий космического пространства в целях улучшения экологической, а также энергетической, сырьевой и т.п. ситуации на Земле. Иными словами, речь может идти о качественно новой области предметной деятельности человечества — о единой системе «человечество — Земля — космос».

Когда человек лишь смотрел на небо, он свою преобразовательную деятельность развертывал исключительно на Земле. Знания о космосе, уже с давних времен использовались в человеческой практике, например в мореплавании, но в целом до возникновения практической космонавтики, в условиях, когда познание космоса ограничивалось средствами наблюдательной астрономии, отношение человека к космосу было созерцательным, пассивным в том смысле, что можно было только познавать его (да и то ограниченно), но никак не воздействовать на внеземную природу и — что особенно важно — на земную природу с космических позиций.

Теперь задача состоит в том, чтобы включить космос в систему предметно-практической деятельности человечества, тем самым существенно расширив сферу взаимодействия общества и природы.

Земля длительное время полностью удовлетворяла все запросы человека и потребности общества. Именно в это время человек, по замечанию К.Маркса, относится к природе с «наивной непосредственностью» собственника, полагающего, что кладовые земной природы будут неисчерпаемы всегда. В наше время научно-технический и социальный прогресс достиг такого рубежа, когда Земля по многим параметрам обнаружила свою ограниченность, а значит, выявилась ограниченность и прежнего отношения человека к природе. Если раньше наша планета представлялась вечным и безупречным поставщиком продуктов и сырья и собирательницей отходов (и это в свою очередь побуждало человека руководствоваться чисто потребительской стратегией по отношению к природе), то теперь такая точка зрения во многом устарела.

Выход техники, а затем и человека в космическое пространство представляет собой переход к более широкой системе отношений — от системы «человечество — Земля» к системе «человечество — Земля — космос».

Такое расширение системы человеческой деятельности приводит к тому, что при помощи космической техники оказывается возможным существенно продвинуть решение проблем как в плане более эффективного использования земных ресурсов, так и в плане охраны окружающей среды.

Это находит свое воплощение, во-первых, в исследовании Земли из космоса при помощи искусственных спутников Земли и долговременных орбитальных станций, особенно в области разведки природных ресурсов и службы погоды.

Спутники обеспечивают экономичное, оперативное и подробное картографирование всей планеты. Кроме того, последовательное во времени картографирование одних и тех же участков планеты дает картину не только состояния, но и процессов, происходящих на этих участках.

Благодаря так называемому эффекту просвечивания, получаемому от наблюдения Земли с больших расстояний, становятся возможными глобальное изучение геологического строения планеты и распределения полезных ископаемых, исследование тектонических явлений, предсказание местоположения и интенсивности землетрясений и извержений вулканов. Фотоаппаратура и другие приборы, установленные на спутниках, дают сведения в масштабах всей Земли о почвах, растительности, лесных массивах и очагах лесных пожаров, о состоянии урожая различных культур и распространенности сельскохозяйственных вредителей.

Оказываются доступными получение данных о распространенности планктона, о крупных скоплениях рыб в морях и океанах. Космическая метеорология позволяет уточнять и совершенствовать долгосрочное и краткосрочное прогнозирование погодных условий с перспективой уяснения всего механизма погодообразования на планете (три пятых поверхности земного шара, океаны и моря, до спутников почти не контролировались службой погоды), а затем и регулирования погоды и климата, что было бы осуществлением древней мечты земледельцев всех стран.

Во-вторых, появилась возможность использовать космос и космические аппараты для удовлетворения непосредственных хозяйственных нужд (связные, навигационные и другие прикладные спутники).

Например, навигационные спутники, повышающие точность определения координат для морского, воздушного и сухопутного транспорта до нескольких метров, могут также давать точные данные о движении айсбергов, о ледовой обстановке в Арктике и Антарктике.

В-третьих, при помощи космических аппаратов можно выявлять вредные последствия воздействия человека на природу: обнаруживать загрязнение воды, атмосферы, изменения в растительном мире. Информация, получаемая со спутников, может помочь разумно размещать промышленные объекты, обеспечивать оптимальные условия для градостроительства.

Здесь названы лишь некоторые пути и перспективы помощи со стороны космонавтики в решении проблем земного производства и охраны окружающей среды. При этом, разумеется, не следует думать, что космонавтика являет собой единственное и чудодейственное средство, тотчас позволяющее разрешить все трудности и проблемы взаимоотношений человека с природой. Однако не следовало бы и недооценивать поистине колоссальных перспектив, открываемых в этом плане космической техникой.

Приближается время, когда понимание, учет и контролирование всех природных процессов и хозяйственной деятельности человека на планете Земля станут категорическим требованием, без удовлетворения которого будет невозможен дальнейший прогресс человеческого общества. По мере роста численности населения, вовлечения в хозяйственную деятельность все новых и новых ресурсов вещества и энергии Земли мы должны подходить к нашим огромным, но ограниченным земным богатствам с чувством крайней бережливости, уметь возобновлять и восстанавливать их, учитывать возможные нежелательные последствия и необратимые процессы. И тут трудно вообразить себе более надежного помощника, чем система прикладных спутников различного назначения, которые служат Земле, находясь вне Земли, имеют возможность оперативно наблюдать и контролировать глобальные процессы на нашей планете.

«Земную» значимость имеет и изучение методами и средствами космонавтики (а не только астрономии) Луны и планет Солнечной системы. Изучение структур поверхности Луны, этого ранее нетронутого человеком ландшафта, не подверженного разрушительному действию ветров, воды и т.п., дает нам представление о первичной Земле, о ее ныне существующей геологической основе, «замаскированной» быстрыми и бурными земными процессами.

В целом можно констатировать, что функционированию большой «космическо-земной» системы, которая стала фактом действительности и имеет завидное будущее, присуща одна главная особенность.

Вся система как бы «сфокусирована» на планету Земля, притом на всю планету, а не на какую-либо ее часть. Содержание работы этой системы — обеспечение безупречного функционирования «организма» Земли, который, как и всякий организм, должен развиваться гармонично и слаженно и не может жертвовать своими частями без ущерба и опасности для целого.

В этом и состоит существо глобального подхода к решению проблем и задач планеты.

Сегодняшняя космонавтика имеет и еще одну особенность. В космическую эру родился образ самой Земли как гигантского природного «космического корабля», летящего по Вселенной с миллиардами «космонавтов» на «борту».

Но мы также имеем основания назвать настоящий космический корабль «миниатюрной Землей».

В самом деле, отработка систем жизнеобеспечения, максимальное использование энергии Солнца — все эти задачи и условия пилотируемых космических полетов, особенно долговременных, можно рассматривать как имитацию земных условий в космосе.

Вместе с тем проекты его обживания (прототипом которых оказываются уже современные обитаемые космические станции), выдвигавшиеся на протяжении истории теоретической, а затем и практической космонавтики — от «эфирных поселений» К.Э. Циолковского до недавнего проекта «космических островов» американского физика Дж. О’Нейла,— имеют не только «футурологическое» значение, то есть значение лишь для далекого грядущего. Конечно, широкомасштабное обживание космического пространства и небесных тел, строительство там больших искусственных сооружений и преобразование нынешней безжизненной природы некоторых планет для создания обитаемых зон вне Земли — это, по-видимому, действительно дело отнюдь не близкого времени.

Однако соответствующие теоретические разработки и прогнозы уже сегодня помогают нам лучше уяснять экологическую проблему на Земле и пути ее решения.

Когда мы говорим об экологии человека, о формировании такой природной среды, которая была бы пригодна именно для людей, то это означает не только сохранение и сбережение нынешней земной природы. Это означает также и ее разумное преобразование, вмешательство в ее процессы, хотя, конечно, не такое вмешательство, которое ведет к экологическим кризисам. Человеку, строго говоря, всегда нужна не данная природа (а дана ему была природа планеты Земля в том виде, в каком она пребывала в эпоху становления человеческого общества), а природа очеловеченная, приспособленная к нуждам человека и человеческого общества.

В космосе же людям предстоит с самого начала коренным образом переделывать природную среду, чтобы человеческий организм имел возможность существовать в ней. И вырабатываемые в этой деятельности модели и методики затем частично могут быть использованы в нашей преобразовательной деятельности на Земле. Космос в этом отношении выступает как гигантская лаборатория для поисков и проверки экологических решений.

Взять хотя бы некоторые из конкретных и многообразных проблем и аспектов природопреобразовательной деятельности в космосе, которую условно можно назвать «космической экологией».

Здесь речь прежде всего идет о возникающей с первых же шагов обживания космоса объективной возможности создавать там среду, не имитирующую целиком земную, а использующую преимущества условий, существующих вне Земли. В уже упомянутом проекте огромных «космических островов» первый «остров», создать который О’Нейл предлагает уже в 80-х годах нашего века, должен иметь население в 10 тыс. человек. Например, растительность на лунном, а затем и астероидном «грунте» будет получать там столь обильную энергию Солнца, какая невозможна на Земле в естественных условиях. Поскольку же на преобразовании этой лучистой энергии зеленой массой планеты по существу базируется существование нашей биосферы, его максимальную эффективность можно многократно повысить в космосе, где растения будут свободны от непогоды, сезонных перерывов жизненных циклов, естественной ограниченности пригодных для их произрастания площадей. Потеряет значение вес растений, порой сдерживающий их бурное развитие; сохранится лишь небольшая искусственная гравитация, главным образом для того, чтобы они, растения, не теряли ориентацию на почву и на источник света.

Таким образом, материальным базисом, носителем жизни не обязательно должна быть планета. Им может быть и искусственное сооружение, в котором биосфера будет миниатюризирована, но сохранит все свои существенные внутренние связи. При этом совершенно не исключено, что земная природа, призванная быть моделью воспроизведения природы в космических поселениях, окажется лишь одним из вариантов, тогда как другие равноправные или, быть может, даже более удачные варианты будут получены в самих поселениях. В итоге движение от биосферы Земли к биосферам (точнее, биообразованиям) в искусственных космических сооружениях может со временем пойти в обратном направлении от них к нашей планете. В космосе могут быть найдены более перспективные модели для организации ее биосферы, которая сложилась в нынешнем виде в результате долгой стихийной эволюции, случайных отклонений.

До сих пор мы говорили преимущественно об экологических условиях обитания в открытом околосолнечном космическом пространстве. Вообще же можно выделить три типа обитании: а) открытый космос, а также астероиды и некоторые небольшие спутники планет, которые могут использоваться в качестве «строительного материала» или фундамента для будущей конструкции — носителя экосистемы; б) планеты, сопоставимые по массе с Землей; в) Земля.

Специфика обитании первого типа заключается в том, что в них экосистема целиком создается человеком — от ее конструктивной основы до всех систем циркуляции вещества и энергии; их особенностью является также нулевая или малая гравитация, придающая экосистеме особый внутрипространственный характер (интенсивное заполнение и использование объема, а не только площади) и влияющая на формы и характеристики живых видов.

Второй тип обитании (планеты) будет, по-видимому, гораздо больше земноподобен, чем первый. Здесь используется планетарная форма движения материи с ее специфическим построением биосистемы, атмосферой, резервуарами воды на или около поверхности. Биосфера, которую можно будет создать на таких планетах, как Марс и Венера, приобретет в общем земной вид. Можно ориентировочно предположить, что возможности для этого, как показывают космические исследования, вероятно, имеются.

Снимки поверхности Марса, переданные автоматическими станциями «Марс» и «Маринер», особенно руслообразные линии рельефа, а также данные о наличии воды на этой планете (в частности, в полярных шапках, состоящих изо льда и твердой углекислоты) могут свидетельствовать о различных стационарных состояниях в истории планеты. Возможно, несколько десятков миллионов лет назад на поверхности Марса проходили бурные процессы, извергались вулканы текли водные потоки и существовала атмосфера гораздо более плотная, чем нынешняя. Следовательно, достаточно плотную атмосферу и водные системы там можно воссоздать, и они окажутся стационарными, долгодействующими. Еще до получения более полных данных на этот счет академик Н.Н.Семенов высказал мысль о возможности сооружения на Марсе гигантских электролизных установок на ядерном горючем, с тем чтобы, разлагая воду, насытить кислородом и уплотнить марсианскую атмосферу.

Исследования Венеры автоматическими станциями «Венера» показали, что весьма плотная атмосфера этой планеты почти исключительно состоит из углекислоты , а поверхность планеты, испытывающая на себе «парниковый эффект», постоянно прогрета до температуры около 500°С — температуры красного каления. Исходя из этого И.М.Забелин, а затем К. Саган (США) предложили более простой, чем идея Семенова относительно Марса, способ преобразования природной среды Венеры: засеять ее верхнюю атмосферу земными микроводорослями, которые будут поглощать углекислоту, усваивая углерод и высвобождая кислород. В итоге с течением времени снизятся «парниковый эффект» и температура на поверхности планеты, а атмосфера станет пригодной для дыхания.

Источник

Философия: конспект лекций
Группа авторов

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 15. Человек в мире природы

Природа — одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это — все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное ядро вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле — естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек — ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен Божественный план.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в Новое время. Человек — произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении их противоречивого единства, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.

Проблему единства человека и космоса обсуждали русские космисты XIX–XX вв. Современный человек, по мнению К. Э. Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. «Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство». Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

Философы отмечают двойственную роль природы по отношению к человеку. В конце XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же время — как полный тайн и загадок друг человека. По его мнению, необходимым дополнением «товарищеского сотрудничества» становится сотрудничество с природой.

Исходя из методологии ошибочно как преувеличивать роль природы, так и недооценивать её географических факторов. Вторая половина XX в. утверждает необходимость коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и человека, а также надобность сопоставлять цели, средства и последствия такой деятельности.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстаёт носителем коэволюции, целостности природы и общества.

Источник

Adblock
detector