Человек и природа русская лирика 19 века

Поэзия родной природы в лирике 19 века

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем – темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова – Алексей Жемчужников – в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные узоры на стеклах и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым зимним забавам, душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы – это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» — «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца – вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но когда приходит весна, вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов – олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном – все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля – все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени – времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.

Источник

Презентация «Стихи русских поэтов 19 века о родной природе».

Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.

  • Природа в творчестве писателей и поэтов:
  • М. М. Пришвин — Певец русской природы
  • Природа в творчестве Б. Пастернака
  • Описание природы в произведениях И. С. Тургенева
  • Описание природы в произведениях И. А. Бунина
  • Природа в творчестве А. С. Пушкина
  • Природа в творчестве А. А. Фета
  • Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева
  • Тема природы в лирике А. Н. Некрасова
  • Природа в поэзии Лермонтова
  • Природа в творчестве А. К. Толстого
  • Природа в произведениях А. И. Куприна

Природа в русской поэзии

Русская поэзия это духовное достояние и культурная ценность России, неотъемлемый элемент русской литературы, вобравшим в себя все главные особенности народного фольклора, гимн души и песнь простого русского человека. Природа занимает главное место в русской поэзии, с любовью воспетая родными поэтами.

Анализ стихотворений о природе:

Весна

Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам.

Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны.

Анализ стихотворений о весне:

  • Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид»
  • Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
  • Ф. И. Тютчев «Зима не даром злится…»
  • Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист. »
  • Ф. И. Тютчев «Первый лист»
  • Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
  • А. А. Фет «Весенний дождь»
  • Н. А. Некрасов «Зеленый шум»
  • В. Жуковский «Приход весны»
  • А. Н. Плещеев «Весна»
  • Ф.И. Тютчев «Весна»
  • Б. Пастернак «Март»
  • Б. Пастернак «Весна в лесу»
  • А.С. Пушкин «Птичка»
  • И.А. Бунин «Первый соловей»
  • А. А. Фет «Ещё майская ночь»

Румяная хозяйка Лето, плодородных земель, цветущих садов и пресных вод.

Природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая.

Анализ стихотворений о лете

  • С. А. Есенин «С добрым утром»
  • И. А . Бунин «Детство»
  • Ф. И. Тютчев «В небе тают облака …»
  • Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело …»
  • А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»
  • И.С. Никитин «Утро»
  • А. А. Блок «Летний вечер»
  • А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»
  • И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье…»
  • С. А. Есенин «Топи да болота…»
  • А. С. Пушкин»Туча»
  • Б. Пастернак «Июль»
  • В.Я. Брюсов «Облака»
  • А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»
  • И. Бунин «Последний шмель»

Осень

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями.

Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Анализ стихотворений об осени

  • Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь …»
  • К. Д. Бальмонт «Осень»
  • И. А . Бунин «Листопад»
  • Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
  • А. Н. Майков «Осень»
  • А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад… «
  • Н. А . Некрасов «Перед дождем»
  • Н. А. Некрасов «Славная осень!»
  • М. Ю. Лермонтов «Родина»
  • А. Н. Майков «Ласточки»
  • И. Бунин «Вечер»
  • Б. Л. Пастернак»Золотая осень»
  • Ф. И. Тютчев»Листья»
  • А. С. Пушкин»Осень»
  • А. А. Фет «Осень»
  • М. Лермонтов «Осень»
  • Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
  • И.С. Никитин «Встреча зимы»

Белая королева Зима, нежно обнимет спящий мир, скует его сны ледяными морозами, нежно прикроет белоснежным одеялом.

Зима будет долго держать в ледяном плену зимнюю природу леса, убаюкивая снежными ветрами и холодным дыханием вьюг.

Анализ стихотворений о зиме

  • С. А. Есенин «Пороша»
  • А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
  • С. А. Есенин «Поет зима — аукает»
  • С. А. Есенин «Берёза»
  • Н. А. Некрасов «Мороз-воевода»
  • Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
  • А. А. Блок «Ветхая избушка»
  • А. С. Пушкин «Зимнее утро»
  • И. З. Суриков «Зима»
  • Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
  • В.Я. Брюсов «Первый снег»
  • И. Никитин «Зимняя ночь в деревне»
  • И. Бунин «Крещенская ночь»
  • И. Бунин «Родина»
  • Б. Пастернак «Зимняя ночь»

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова — Алексей Жемчужников — в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы — это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» — «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца — вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Японские хокку о природе

Хокку — традиционные японские стихи в форме трех строк, где особый смысл вкладывается в простоту, краткость, с обращением к природе и к себе, своим чувствам, переживаниям.

Так японские слагатели хокку передают настроение природы, в глубоких раздумьях, в кратких словах, придерживаясь строгих форм хокку.

  • Природа в стихах слагателей хокку:
  • Японские хокку о природе
  • Статья о японской поэтике хокку:
  • Хокку, или природа глазами Японцев

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Цитаты и высказывания

Цитаты о природе русских и зарубежных классиков

Фразы, высказывания, обрывки стихотворений, возвышающих природу, в размышлениях о сопоставлении человека и её величества природы на одних чашах весов.

Размышления в крылатых фразах, случайные или нет, ставшие известными в поэзии, прозе и кино.

  • Высказывания о природе в поэзии, прозе и кино:
  • Цитаты о природе
  • О временах года:
  • Цитаты о весне
  • Цитаты о лете
  • Цитаты об осени
  • Цитаты о зиме

Читайте художественную литературу и старайтесь сравнивать разные мнения, выражая тем самым свою мысль. Пишите свои работы так, как это видите вы сами, пользуясь в качестве примера материал с нашего сайта.

Все материалы предоставленные на сайте, написаны авторами Сезоны-года.рф, не копированы и не заимствованы с других сайтов.

Что такое природа?

Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна. Природа нашей планеты – это совокупность каждого элемента: физических естественных и материальных. Природой можно называть только то, что создавалось без непосредственного участия человека. Природа также представляет собой все физические, биохимические процессы на планете, а также жизнь в целом.

Люди также являются частью природы, однако их зачастую рассматривают отдельно. В основном понятие «природа» относится только к животному миру и неживой природе. Обобщить понятием природы можно совокупность растений и животных, а иногда и явления неживого мира, которые напрямую влияют на живые организмы.

Естественная среда обитания тех или иных организмов также считается природой. Это может быть экологическая система, представители животного, растительного миров, объекты вроде гор и склонов и так далее. Все объекты, которые не были затронуты человечеством, можно причислять к природным. Также места, сохраненные в первозданном виде, считаются природными объектами.

Что такое природные явления?

Каждый природный объект на Земле постоянно подвергается каким-либо природным явлениям. Это могут быть и осадки в виде дождя, снега, града, а могут быть и необычные явления вроде затмения, полярного сияния.

Перечислять все явления природы бесполезно – это займет массу времени. Каждое явление может положительно или негативно влиять на живые объекты. Например, те же ураганы могут запросто разрушать целые города, молнии – поджигать леса. Однако, независимо от проявлений и негативных последствий, все в природе взаимосвязано и находится в балансе.

Как образуются горы? Виды гор, описание, фото и видео

Краткая биография поэта

Сергей Александрович Есенин появился на свет осенью 1895 года в селе Константиново под Рязанью. Биография поэта яркая, печальная и насыщенная, но очень короткая. Мужчина стал популярным при жизни. Его персона вызывала неподдельный интерес современников.

Воспитанием мальчика занималась преимущественно бабушка. Благодаря последней у Сережи и проявился талант. Мать будущего поэта против ее воли выдали замуж за крестьянина, однако женщина не смогла жить с нелюбимым мужчиной. Вскоре она с маленьким сыном вернулась к родителям.

Спустя время женщина оставила ребенка на попечении матери и отправилась на заработки в Рязань. Вспоминая о своем детстве, Сергей говорил, что начал писать стихи благодаря бабушке, которая читала ему сказки. Мальчик же в шуточной форме переделывал их.

В 1904 году Сергея отправили в четырехгодичное сельское училище, а затем в церковную школу. Так Есенин оказался вдали от родного дома и близких. Его творческие задатки проявлялись во время посиделок с друзьями. На таких мероприятиях подростки читали стихи, но творчество Сергея особенно выделялось на фоне остальных.

Начиная с 1915 года произведения Есенина стали часто публиковаться рядом с работами популярных поэтов того периода. Его творчество стало общеизвестным.

Во время службы в госпитале царского села Есенин читал свои произведения раненым военным. Это выступление услышала императрица. Мероприятие вызвало негодование петербургских литераторов, которые были враждебно настроены к семье царя.

В 1921 году Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. Вскоре они сыграли свадьбу. Затем влюбленные отправились в путешествие по Америке и Европе. Сначала Сергей Александрович восторгался всем заграничным, но очень скоро затосковал по дому. Ему не хватало тепла и душевности родной страны. Летом 1923 года поэт развелся.

Особое место в творчестве Есенина занимает тема родины. В его поэзии прослеживается любовь к природе родного края, гордость и надежда. Сергей Александрович погиб 28 декабря 1925 года. Обстоятельства его смерти так и неизвестны.

Стихи поэта нравились не всем современникам. После гибели мужчину неоднократно поливали грязью, поэтому его произведения практически не издавались до Оттепели. Нередко его творчество распространялось в рукописях.

Биогеохимические циклы

Все в природе циклично. По круговороту веществ проходит каждое химическое вещество. Оно перемещается через живые и неживые природные компоненты.

Парниковый эффект — содержание газов в атмосфере, польза и вред, фото и видео

Биогеохимический цикл рассматривает биологический, химические, геологические факторы среды. Любой цикл постоянно начинается в определенной точке, к которой в итоге возвращается.

Источник



Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер». Поэтическое изображение родной природы

Оборудование: учебники, тетради, портреты поэтов, иллюстрации пейзажей, муз. сопровождение: П.Чайковский “Времена года”, презентация.

Ход занятия

I. Организационная часть. (2 мин.)

  • цели;
  • наличие тетрадей, учебников.

II. Вступительное слово учителя. (3 мин.)

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза экзотических красок. Она пленяет и трогает милой прелестью полевых цветов, летнего дня, морозного утра, осеннего ядрёного воздуха. Она дорога каждому из нас своей простотой, непосредственностью, скромностью. Русская поэзия гуманна, она укрепляет дух, исцеляет от душевных недугов, мы впитываем из неё успокоение и гармонию.

Запись эпиграфа:

Пойми живой язык природы –
И скажешь ты: прекрасен мир!
И.Никитин

— Как вы поняли слова поэта, зачем мы читаем стихотворения о природе?

(Они воспитывают в нас чувство ответственности, дисциплинированности, внимательного отношения к товарищам, любовь к родной природе и бережное отношение к ней. )

Природа вызывает разные чувства у людей: художники изображают её красками, композиторы и музыканты звуками, а поэты словами. Мы сегодня работаем в группах: 1-я представляет творчество А.С Пушкина, 2-я – творчество М.Ю. Лермонтова, 3-я творчество Ф.И. Тютчева. В каждой группе есть кадет-ведущий, актёры, литературоведы, художники.

(Чтение стихотворений иллюстрируется презентацией)

III. Выступления групп. (30 мин.)

1. А.С. Пушкин.

Ведущий: человеку, живущему на территории России, имя Александра Сергеевича Пушкина хорошо знакомо, его называют “солнцем русской поэзии”. Мы с детства читаем его сказки, учим наизусть стихотворения и знаем, что его любимым временем года была осень:

И с каждой осенью я расцветаю вновь.
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
Я снова жизни полон.

Чем старше становимся, тем серьёзнее и глубже вникаем в содержание пушкинской лирики. Сегодня стихотворение “Цветы последние милей. ” прочитает кадет.

Актёр: читает стихотворение “Цветы последние милей. ”

Литературовед: в стихотворении воплощена мысль поэта о значимости перехода одного времени года в другое так же, как и в жизни человека. “Последние цветы. ”, как “час разлуки”, запоминаются остро. Они “живут” в памяти именно потому, что последние. Автор использует инверсию – неправильный порядок слов – прилагательное стоит после существительного: “цветы последние”, а логическое ударение падает на словосочетание с эпитетом “роскошных”. “Час разлуки”, можно дополнить “горькой”, противопоставлен эпитету “сладкое свидание”. Читая это стихотворение, нельзя не отметить эмоционально окрашенную лексику, приём контраста: “последние – первенцы”, “унылые – сладкого”, “разлуки – свидания”. Анафора – “живее, живее” подчёркивает значительность слова, значение “последнего, пограничного в жизни природы и человека”.

Актёр: второй кадет читает стихотворение “Цветы последние милей. ”

2. М.Ю. Лермонтов.

Ведущий: Одна из ведущих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова – это тема одиночества. Она воплощена и в пейзажной лирике поэта. У него мы слышали, как сосна тоскует о пальме, как от “утёса-великана улетела тучка золотая”, как “одинокой парус ищет бури, как будто в бурях есть покой”, дубовый лист, сорвавшийся с ветки, нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в уединении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски. Лермонтов умел одухотворять и оживлять природу, наделять её человеческими страстями. Картины осенней природы созвучны тоскливому состоянию души.

Актёр: кадет . читает стихотворение “Осень”

Литературовед: в стихотворении “Осень” лаконично написанные картины сменяют одна другую. Нарастает чувство грусти, одиночества, неотвратимого конца. Сначала движение: “и кружатся, и летят”, затем стремление к покою: “скрыться где-нибудь спешит”, наконец, замирание природы: “ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”. Пейзаж у Лермонтова наполнен красками: сначала яркими — “пожелтели”, потом тёмными — “зелень мрачную”, в конце – тусклыми: “ночными”.

Актёр: второй кадет читает стихотворение “Осень”

3.Ф.И. Тютчев.

Ведущий: Фёдор Иванович Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, которая символизирует возрождение и увядание. Тема природы самая любимая в его творчестве, ему как поэту доступны тонкие, неуловимые её черты и оттенки. Многие тютчевские стихотворения посвящены природе не только в разное время года, но и в разное время суток, в частности ночи, вечеру. Тема ночи – одна из основных тем его пейзажной лирики. Ночь не просто красива, её красота величественна. Ночь для Тютчева святая, в ней столько тайн и загадок. Здесь природа несёт в себе философский смысл, она помогает проникнуть в тайны человеческого бытия.

Актёр: кадет. читает стихотворение “Осенний вечер”

Литературовед: Картины увядания передают настроения грусти, тихого восхищения, неизбежной боли ухода. Оно близко по настроению к пушкинскому стихотворению “Цветы последние милей. ”. Эпитеты, при помощи которых автор выражает светлые мысли: “светлость, умильная, таинственная прелесть, томный лёгкий шелест”, перекликаются со словами, выражающими печаль, тревогу, страх: “зловещий, над грустно сиротеющей землёю, бурь, порывистый, холодный ветр, ущерб, изнеможение, увяданья, страданья”. Если задуматься, то можно понять, что эти слова относятся и к состоянию человека: “ущерб, изнеможенье, кроткая улыбка, божественная стыдливость страданья”. Тютчев не разделяет природу и человека, они едины в своих проявлениях, природа одухотворена. “Божественная стыдливость страданья” значит смиренное приятие всего, посланного свыше; чувство гармонии, которая проявляется и в страдании, и в его преодолении.

Актёр: второй кадет читает стихотворение “Осенний вечер”.

*IV. Слово художникам. (2 мин)

Русские пейзажи вдохновляли и вдохновляют человека на создание удивительных картин. Среди кадет тоже есть те, кто захотел изобразить свои впечатления на бумаге в красках.

Кадеты-художники прикрепляют на доску свои картины и комментируют их изображение, можно строчками из стихотворений, к которым созданы иллюстрации.

Источник

Человек и природа русская лирика 19 века

Образ природы является традиционным в русской литературе. Многие авторы, творившие в XIX веке, связывали с природой свои представления о гармонии, о правильном устройстве жизни. Эта тема звучит в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и других поэтов.
В лирике Пушкина образ природы присутствует уже в ранних произведениях. Так, стихотворение “Деревня” состоит из двух частей, противопоставленных друг другу. Первая часть

Здесь царит гармония, потому что природа не нарушает Законов. Лирический герой предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее “мирным шумом дубров” и “тишиной полей” суетной городской жизни с “порочным двором Цирцей”, “роскошными пирами”, забавами и заблуждениями, потому что именно здесь лирический герой учится “свободною душой Закон боготворить”. Деревня предстает “лоном счастья и забвенья”.
Особое место тема природы занимает в

Для него уход в мир иной неразрывно связан с бессмертием, которое, в свою очередь, выражается в двух аспектах. Прежде всего, оно проявляется в вечности природы:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Но природа остается лишь молчаливым свидетелем человеческой жизни. Она наблюдает за людьми, множество судеб проносится перед ее безмолвными очами. Итог Пушкин подводит в следующих строках:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
О нетленности природы поэт пишет также в стихотворении “…Вновь я посетил…”. Лирический герой десять лет не был в Михайловском, а вернувшись, обнаружил, что его встречают все те же старые знакомцы: рощи, холм, озеро. О трех соснах, столь дорогих памяти героя, он говорит:
…Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох –
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети.
Именно эта молодая поросль, предполагает герой, может соединить его через века с последующими поколениями.
Поэт оказался прав: упомянутые им три сосны до сих пор можно увидеть в Михайловском, и при взгляде на них непременно вспомнятся строки, приведенные выше, возникнет в памяти образ самого Пушкина. Поистине природа является хранителем бессмертия.
Изображение природы всегда помогало поэтам передать сокровенные переживания. Для М. Ю. Лермонтова оно служило также способом философского осмысления мира. Природа является неотъемлемой частью Родины.

Отношение поэта к родине как к стране выражено в стихотворении “Родина”.
В понятии “родина” у Лермонтова можно выделить две составляющих: природу и деревню. Размышляя о природе, поэт говорит о России в целом: о ее полях, лесах. Автора привлекает простор: степи, реки, “подобные морям”. Они ассоциируются со свободой.

Символом природы России для Лермонтова является “чета белеющих берез”. Не случайно поэт упоминает именно два дерева: его лирический герой всегда страдал от одиночества.
Родина как природа осмысляется также в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”. Интересна его композиция: все произведение представляет собой одно сложноподчиненное предложение с придаточными условия.
Лирический герой достигает душевной гармонии:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
По мнению Лермонтова, достигнуть счастья практически невозможно. Для того чтобы это произошло, должно случиться что-то глобальное, необыкновенное. Но в стихотворении Лермонтов пишет о том, что лирический герой обретает счастье, когда он просто сливается с природой. В первых трех четверостишиях герой не переживает никаких потрясений, он видит обычные, часто незаметные явления: “свежий лес шумит”, “ключ играет по оврагу”.

Но именно они дают герою гармонию, помогают ему уйти в мир природы, который принимает его.
Пейзажная лирика А. А. Фета составляет основу его творчества. В основе его пейзажных картин – ранние впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где довелось служить поэту, ландшафты Курской губернии, где провел он последние годы. Но более существенно то, как подходит поэт к воссозданию мира природы.

Он умеет увидеть и услышать в ней необычайно много, проникнуть взором, слухом и умом в ее сокровенные тайны, передать свой диалог с ней, свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика, особенно в вечернюю и ночную пору (“Летний вечер тих и ясен…”, “На стоге сена ночью южной…”).
Фету присущи удивительная тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой (“Полуночные образы реют…”, “Солнце нижет лучами в отвес…”). Свои многообразные впечатления, например, от картины зимнего утра, Фет часто вмещает в лаконичные миниатюры, например, стихотворение “Чудная картина”. В нем всего восемь строк, но зарисовка “чудной картины” оказывается необычайно выразительной, зримой, запоминающейся.

Восемь строк передали ощутимую динамику одинокого бега саней.
А. А. Фет нередко объединяет свои излюбленные темы и создает их органическое единство, в частности синтез мотивов созерцания природы и любовных переживаний. В ряду таких произведений выделяется стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”. Фет создает в нем образ природы в ночную пору и одновременно передает интенсивное переживание любовного чувства.
Таким образом, можно сделать вывод, что мир природы в творчестве русских поэтов XIX века предстает необычайно многообразным и разносторонним, однако все авторы сходятся в одном: природа оказывает огромное влияние на человека и его жизнь.

Источник

Образ природы в русской поэзии XIX века

Поэзия XIX столетия считается, пожалуй, одной из немногих форм выражения мнений простого народа. Она описывает все сферы жизни: политику, философию, этику, эстетику. Поэзию XIX столетия принято называть «золотым веком» русской литературы, неразрывно связанным с именами таких выдающихся писателей и поэтов, как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и многими другими.

Природа и образ зимы в русской поэзии

Традиционно, под природой в литературоведении понимают описание, репрезентацию в рамках литературного произведения внешнего мира, растений и животных, и собственно пейзажей.

Изучение природных образов в литературных произведениях выступает одной из наиболее привлекательных сфер исследовательского внимания. Рост интереса к изучению образов природы поэтов «золотого века» обусловлен, прежде всего, тем фактом, что именно в этот период осуществляется качественное изменение «чувства природы», прежняя литературная традиция, существенно затрудняющая репрезентацию индивидуально-авторское восприятия природных образов, уступила место новым субъективным, личностно-маркированным образам природы, отражающим и подчеркивающим эмоциональные переживания лирического героя. Другими словами, именно в это время поэт «повернулся лицом» к природе, которая стала не просто фоном, пространством, в котором осуществляются те или иные события, о которых идет речь в литературном произведении, но и полноправным участником этих событий и процессов.

В библиографии почти каждого выдающихся поэта XIX есть произведения, написанные о природе. Эти произведения являются традиционными и часто встречаемыми в их творчестве. Любовь к природе в произведениях поэтов золотого века немыслима и не существует отдельно от любви к Родине. Кроме того, олицетворение природы подчеркивает ее единение с человеком.

В лирических произведениях А.С. Пушкина природа занимает особенное место.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Пришла, рассыпалась клоками

Здесь автор оживляет природу, олицетворяя ее с человеком, и вместе с тем, придает этим строкам немного волшебства. «Волшебница-зима» эта метафора позволяет читателю окунуться в чудесный мир зимней сказки. Образ зимы формируется посредством использования метафор, эпитетов, которые позволяют передать авторское восприятие зимних пейзажей.

Ф.И. Тютчев в своем творчестве о зиме пишет так:

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

Эти строки тоже связаны с чудесами, которые позволяет себе «вытворять» зима. Образ русской зимы многогранен. Поэтам XIX века особенно тонко удалось уловить его. Он чарует и манит своим великолепием. В то время как природа находится в зимней спячке, зима на правах хозяйки бунтует, бушует, лютует, заковавши всё в ледяные оковы. Но вместе с тем, образ природы, затаившейся и погрузившейся в глубокий зимний сон, не становится менее привлекательным.

Образы весны в произведениях поэтов «золотого века»

Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.

Е.А. Баратынский встречает весну с восхищением «Весна, весна! как воздух чист. » — ликует автор. Весна в нем пробуждает высокие чувства, желание слиться и раствориться в ней.

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.

Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.

Например, В.А. Жуковский посвящает весне следующие строчки:

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Образы летней и осенней природы в произведениях поэтов XIX века

Лету посвящена благодарность за щедрость земли. У многих авторов лето ассоциируется с беззаботным детством. Поэзия лета наполнена яркими красками, пленительными ароматами цветов и фруктов и, конечно же, жаркими солнечными лучами, которые ранним утром заглядывают в окно, позволяя почувствовать моменты счастья.

Осязательно зреющий колос

Возвышается вровень с кустами.

По росе долетающий голос

Из лесов словно пахнет грибами

Так в своем стихотворении Н.А. Некрасов пишет о лете. Благодаря выбору образных эпитетов, сравнений, перед читателем возникают образы летних полей, леса.

Конкретный образ природы в русской поэзии XIX века, безусловно, описать нельзя. У каждого представителя золотого века свое виденье и свой «слог написания». Но, несомненно, это чувственные, красочные, порой завораживающие произведения, при чтении которых можно невольно воссоздать образ поры года, о которой идет речь, чувствовать ее запахи, свою причастность к природе.

Важно отметить, что изучение образов природы в творчестве представителей «золотого века» позволяет понять не только особенности авторского восприятия, миропонимания, национального своеобразия литературы, но и особенности ее исторического развития. Сама природа на протяжении столетий остается неизменной, однако, характер ее отображение, воспевания в поэзии существенно трансформируется, каждое новое поколение художников слова видят в ней нечто новое, неувиденное, неоткрытое раннее. Главным достижением поэтов «золотого века» в изображении природных образов стала их высокая индивидуализация, сами природные образы стали неотъемлемой составляющей индивидуально-авторского стиля наиболее выдающихся представителей исследуемого периода.

Источник

Adblock
detector