Борис Донской Зачем человечеству философия Реальная действительность

Зачем человечеству философия?

Борис Донской Зачем человечеству философия? Реальная действительность

Об авторе

Донской Борис в 1983 году закончил философский факультет Уральского государственного университета. В настоящее время пенсионер. Приоритетная тема научных интересов – онтология реальной действительности. Первая книга автора: «Реальная действительность. Что такое вещь» – М.: URSS. КомКнига. 2006. – 96с. Вторая работа автора: «Реальная действительность. Что такое свойство» – М.: Книжный дом «Либроком». 2010. – 48 с. Третья книга: «Реальная действительность. Миф трехмерности реального физического пространства» – М.: «ИРИС ГРУПП», 2011. – 130 с. Четвертая книга: «Реальная действительность. Философия измерения». – М.: «ИРИС ГРУПП». 2011. – 74 с.

Проживает в Израиле. Для связи с автором: e-mail: dobola@mail.ru, dobola@yandex.ru

Введение

Давно хотелось написать книжку в защиту философии, но как-то стеснялся. Хотя я и закончил философский факультет, я не профессиональный философ, так как не работал на ниве философии, не зарабатывал на жизнь философией. Философия стала моим хобби. Поэтому всегда считал, что мои знания философии не такие глубокие и обширные, чтобы учить других философии.

Но вот в мои руки попала книжка Александра Никифорова «Природа философии. Основы философии. Взгляд на философию по эту сторону Атлантики» М.: Идея-Пресс, 2001. – 168с. Прочитав эту книгу, я понял, что надо немедленно писать, защищая философию.

Человек, написавший данную книгу, профессиональный философ, ибо работает «в Институте философии Российской Академии наук», где является «ведущим научным сотрудником». /Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. Стр. 7/.

Вот что пишет Никифоров А. Л.: «В последнее годы я редко соглашаюсь читать лекции по философии и делаю это с большой неохотой. Причина проста: я не знаю, что читать. Когда-то я читал диалектический материализм и знал, что могу спрашивать со своих студентов. Ну да, сейчас у меня есть возможность прочитать курс лекций по русской философии или по философии Канта, по философии позитивизма или прагматизма, по философии науки или, наконец, по этике. Но, по-видимому, я должен читать курс лекций не по какому-то одному разделу философии или философскому направлению, а по философии вообще, просто по философии! Но что такое – философия вообще? Или такой вопрос лишен смысла?» / Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. Стр.11/.

Если автор «Природы философии», который является профессиональным философом, не понял, на мой взгляд, что такое философия, то что говорить о других?

Ему вторят и другие философы, кормящиеся философией, но не понявшие ее сути.

Вот мнение Александра Пятигорского, философа, индолога, лингвиста, культуролога, буддолога: «Ценность философии в том, что она никому не нужна», которое он высказал в апреле 2007 года в своем интервью в Москве, где читал свой знаменитый курс лекций «Введение в буддийскую философию». /http://elementy.ru/lib/430491 Интернет/. Но вопреки этому утверждению, он изучает буддистскую философию, т. к. преподает ее. Значит, она все-таки кому-то нужна.

Вот как отзывается о философии Митин В. М. системный аналитик: «Философствовать – ковырять в носу – каждый может» – сказал мне доктор от науки философии. Почему «от», потому, что науки философии нет. Давно читаю высказывания «философов» / хоть постеснялись бы называть себя так/ и чувствую – реально попал в дурдом». /Блог Mitin_vm «Философский штурм»/.

Тем более что в последнее время любую писанину, написанную кем попало и как попало, преподносят как философское произведение, хотя такие «философские произведения» не имеют ничего общего с философией и содержат в себе измышления, а иногда и просто бред авторов. Примерами могут служить книжки: Вторушин В. У. «Краткое изложение понимания мироустройства» Новосибирск 2004; Деонисио Гарсия. «Мировоззрение» УРСС. М. 2004; К. Суриков, Л. Пугачева. «Ум, в котором мы живем» УРСС. М.2005; Игорь Липатов «Мировоззрение» «Волга». Астрахань. 2003; Михаил Заречный. «Квантово-мистическая картина мира». Санкт-Петербург. «Весь». 2007; В. А. Карпунин. «Воля к бытию». Санкт-Петербург. «Алетея». 2004.

Философия считается непонятной наукой, которая изучает все и конкретно ничего. Поэтому любое пространное писание объявляют философским. Отсюда философию объявляют «пустословием», «болтовней», ненужной наукой, многие считают философию вообще не наукой.

Об этом говорит Никифоров А. Л. «Философия давно перестала быть наукой и осталась просто философией, хотя и сохранила некоторые наукообразные черты» /Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. Стр. 18/.

Тогда почему же философия живет и развивается? Многие ненужные науки – астрология, хиромантия, алхимия и др., исчезли с поля науки и определяются как псевдонауки. Философия же жива до сих пор, развивается, изучается, в каждом академическом учебном учреждении обязательно есть кафедра философии. Значит, философия нужна людям, нужна человечеству!

Так почему же профессионалы от философии говорят, что философия не является наукой и никому не нужна?

Все это происходит потому, что не раскрыта сущность философии как социального явления. Поэтому и непонятно, что представляет собой философия как социальное явление: наука ли это, религия ли, мировоззрение ли? Если философия есть наука, то что она изучает? Если философия есть религия, то что она проповедует? Если философия есть мировоззрение, то что ее отличает от других форм мировоззрений, например, религиозного мировоззрения?

Даже профессиональные философы, кормясь философией, не понимают, что их кормит. Поэтому и причисляют к философии любую писанину, которую невозможно проверить опытом, и которая отражает только амбиции и измышления авторов.

Вот как описывает эту ситуацию Овчинников B. C.: «Материальное единство мира – одно из наиболее существенных и глубоких понятий, отражающее то обстоятельство, что „в мире нет ничего, кроме движущейся материи“. Вопрос о том, существуют ли в объективной реальности такие ее свойства, черты, закономерности, которые образуют объективную основу предмета философии, в частности материалистической философии, объективную основу предмета мировоззрения как такового и научных мировоззрений в частности – это чрезвычайно важный вопрос для обоснования существования самой философской науки. Если таких общих свойств в мире нет или если такие общие свойства являются в полном объеме распределенными между частными науками, то тогда объективно существующей основы предмета философии, равно как и мировоззрения не существует. А если поставить все точки над „и“, то мы будем вынуждены признать, что отсутствие предмета науки ведет к отсутствию самой науки, отсутствие предмета мировоззрения порождает шаткость его основ». /Овчинников B. C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л. 1978. Стр.20/.

Однако и философия и мировоззрение как реальные явления существуют в реальной действительности как общественные реальные явления, и поэтому должны иметь основу своего существования в человеческом обществе. И если нам неизвестны эти основы, то это не говорит, что философия и мировоззрение не существуют как реальные явления. Просто человечество еще не открыло, не познало основы существования философии и мировоззрения в человеческом обществе.

Изучая философию, я много рассуждал, что же изучает философия. То, что философия есть наука, у меня не было сомнения. Свои рассуждения по поводу «Что такое философия?» я привожу в этой книге. Читателю решать прав я или нет.

Что такое философия?

Когда начинаешь анализировать философию по литературным источникам, то видишь нагромождение различных тем, различных теорий, различных гипотез, объявляемых философскими. Действительно, философия интересуется буквально всем, существующим в реальной действительности, от элементарных частиц до галактики, от возникновения жизни до ее вершины – сознания. Поэтому выделить предмет, который исследует и изучает философия, практически невозможно, ибо любое исследование, любое открытие, сделанное частными науками, всегда имеет философский аспект. Все понимают, что такое философия, но никто не может сказать, что она изучает. Поэтому каждый определяет философию по-своему:

«Философия есть разновидность мировоззрения», – заявляет Александр Никифоров. /Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. Стр. 27/.

Философский энциклопедический словарь определяет философию как любовь к истине. / Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. Стр. 481/.

«Философия /от фил… и греч. sophia – мудрость/, рефлексия о последних /предельно общих/ принципах /основаниях/ бытия и познания, о смысле человеческого существования», – это определение философии в Новом Энциклопедическом словаре за 2000 год. /Новый Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Стр. 1280/.

Последнее определение определяет философию как рефлексию, которая представляет собой:

«1/ размышление, самонаблюдение, самопознание. 2/ /Филос/ форма теоретич. деятельности человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов» /Новый Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Стр. 1023/.

В этом определении философия суть просто размышления человека, индивида, которые зависят от настроения индивида, от характера индивида, от его знаний и умственного развития, но исключает философию из человеческой практики. Данное определение философии как субъективного явления, полностью зависящее от состояния субъекта, позволяет любому индивиду излагать на бумаге свои размышления и преподносить их как философский научный труд. Что мы и наблюдаем в современном обществе, и что дает право называть философию «пустой болтовнёй», «ненужной наукой».

Однако философия не является «пустой болтовней» и «ненужной наукой», ибо дает людям определенные объективные знания о реальной действительности, ее природе, ее законах существования и развития. Возьмем хотя бы законы диалектики – закон отрицания отрицания, закон спирального развития, закон перехода количества в качество, закон тождества и различия и т. д. Все эти законы есть детища именно философии, а не других наук, ибо в рамках частных наук их просто невозможно открыть. Все эти законы являются истинными объективными законами существования действительности. Их справедливость доказана научными открытиями физики, химии, геологии, истории, биологии, математики, логики, социологии и других наук в их историческом развитии. И никто не сомневается в справедливость этих законов.

«Вселенная философа – это не отдельная область действительности и не мир в целом, но мир и человек, рассматриваемые в свете определенной задачи: найти место человека в мире, понять основные моменты его отношения к действительности» /Сагатовский В. Вселенная философа. Введение. М. Молодая гвардия. 1972. Интернет/.

Так что же такое философия? Однозначного ответа на этот вопрос, как видим, нет. Однако все исследователи выделяют из всей этой нагроможденности определений и признаков философии один признак, которым обладают все философские исследования.

Источник

А никифорова природа философии

  • Главная
  • Библиотека
  • Книги по философии
  • О философии
  • Никифоров А.Л. — Природа философии: основы философии

Никифоров А.Л. — Природа философии: основы философии

Никифоров А.Л. - Природа философии: основы философии

Никифоров Александр Леонидович

ОБ АВТОРЕ
Родился в 28 апреля 1940 г. В 1962—1967 гг. учился на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, специализировалс на кафедре логики и одновременно работал истопником в больнице. Особенно запомнились лекции В. Ф. Асмуса и лекции по истории логики Попова П. С., друга М. Булгакова. Кандидатская диссертация «Понятие истины и закона в методологии науки» — 1970 г., Институт философии Российской Академии наук (ИФ РАН); докторская диссертация «Основные тенденции развития современной буржуазной философии науки»— 1983 г., ИФ РАН. С 1967 г. по настоящее время работает в Институте философии Российской Академии наук; с 1986 г. — ведущий научный сотрудник ИФ АН. Одновременно преподавал на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и мн. др. учебных заведениях.

ОТ АВТОРА
В последние годы я редко соглашаюсь читать лекции по философии и делаю это с большой неохотой. Причина проста: я не знаю, что читать. Когда-то я читал диалектический материализм и знал, что могу спрашивать со своих студентов. Ну да, сейчас у меня есть возможность прочитать курс лекций по русской философии или по философии Канта, по философии позитивизма или прагматизма, по философии науки или, наконец, этике. Но, по-видимому, я должен читать курс лекций не по какому-то одному разделу философии или философскому направлению, а по философии вообще, просто по философии! Но что это такое — философия вообще? Или такой вопрос лишен смысла?

Так что же это такое — философия? Продукт шизофренического воображения или в самом деле что-то важное, быть может, даже необходимое как всему обществу, так и отдельному человеку?
Когда-то, две с половиной тысячи лет назад, на базарной площади Афин вокруг Сократа собирались юноши, с которыми он целыми днями готов был разговаривать о богах и добродетели, о власти и свободе, о добре и зле — до тех пор, пока ни приходила за ним его жена Ксантиппа и ни загоняла его домой. Традиция сохранилась, хотя исчезли базарные площади и появились книги. Обратитесь к философу, и он охотно побеседует с вами обо всем, что кажется вам интересным или важным.
Попробуем поговорить о том, что такое философия. Быть может, нам удастся хотя бы отчасти прояснить для себя ответ
на этот вопрос.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение: вопрос 11

Глава 1. Отрицательное определение философии

  • 1.1. Философия не искусство 14
  • 1.2. Философия не религия 15
  • 1.3. Философия не наука 17
  • 2.1. Обыденное мировоззрение 27
  • 2.2. Философское мировоззрение 34
  • 2.3. Мировоззрение как понимание мира 36
  • 3.1. Основания истинностной оценки 43
  • 3.2. По ту сторону истины и лжи 46
  • 3.3. Знание или мнение? 52
  • 4.1. Первичная и вторичная работа 57
  • 4.2. Выбор проблемы или темы 60
  • 4.3. Поиск решения 64
  • 4.4. Разработка решения 68
  • 4.5. Иллюстрация 71
  • 4.6. Восприятие и оценка результатов исследования 74
  • 4.7. О прогрессе в философии 78
  • 5.1. Логико-методологический анализ 82
  • 5.2. Историческая справка 89
  • 6.1. Единство философии 96
  • 6.2. Классификация философских проблем 100
  • 6.3. История философии 105
  • 6.4. Классификация философских систем и направлений 108
  • 6.5. О национальных особенностях философии 109
  • 7.1. Два способа существования философии 114
  • 7.2. Области философского исследования 120

Глава 8. Философия как образ жизни 123

Заключение: ответ 128

Приложение. Основы философии
1. Мир 132
2. Общество 142
3. Познание 151
4. Человек 159
5. Заключительное слово 167

Источник



Фил. 2 / Никифоров А.Л. — Природа философии. — 1991

в самомделе что-то важное, быть может, даже необходимое, как всему обществу, так и отдельному человеку?

С точки зрения современной физиологии, искусст во и философия апеллируют

к разным полушариям головного мозга.

Философия начинается с вопросов «почему?», задаваемых по любому поводу,

и поиска рациональных ответов на такие вопросы. Для нее нет ограничений

в вопрошании, как нет и никаких авторитетов. В том-то и разница между философией

Если попытатьсяразвить взгляд на философию как на м ировоззрение , то мы

быстро обнаружим, что мировоззрение и наука — совершенно разные.вёШ; поэтому признавать философию наукой и одновременно считать ее формой мировоззрения

значитвпадать в противоречие.

ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ ПО ЭТУ СТОРОНУ АТЛАНТИКИ

/ А Л Е К С А Н Д Р У [ Н И К И Ф О Р О В ]

НИКИФОРОВ А. Л. ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ: Ос­ новы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. — 168 с.

© Никифоров А. Л ., 2001

© Художественное оформление С. Жегло, 2001

В ведение : в о п р о с .

оп р едел ен и е ф илософ ии

1 .1 . Ф илософия н е и с к у с с тво .

1 .2 . Ф илософия н е р е л и г и я .

Ф илософия не н а у к а .

О бы д ен н о е м и р о в о з з р е н и е .

Ф илософское м и р о в о з з р е н и е .

2 .3 . М и р о в о ззре н и е к а к п о н и м а н и е м и р а .

О сновани я истинностной

ту сторону истины

З н а н и е и л и м н е н и е ?

4 .1 . П е рв и ч н а я и вто ри ч н а я р а б о т а .

В ы бор проблем ы и л и т е м ы .

Поиск р е ш е н и я .

Р а зра бо т к а р е ш е н и я .

4 . 5 . И л л ю с т р а ц и я .

4 .6 . В осприятие и о ц ен к а резу льтато в исследования . .

прогрессе в ф и л о с о ф и и .

Л огико — методологический

И сторическая с п р а в к а .

Единство ф и л о с о ф и и .

6 .2 . К ла с с и ф и к а ц и я ф илософских п р о б л е м .

ф и л о с о ф и и .

К л асси ф и кац и я

6.5. О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОСОФИИ.

Д в а способа с ущ ество ван ия

ф и л о с о ф и и .

философского и с с л е д о в а н и я .

образ ж и з н и .

П р и л о ж е н и е .

2 . О б щ . е с т в о

3 . П о з н . а н и е

4 . Ч е л о . в е к

5 . З акл . ю чи тельн ое с л о в о

Родился в 28 апреля 1940 г.

После окончания средней школы с 1957 по 1959 гг. работал слеса­ рем на заводе; в 1959—1962 гг. служил в армии. В 1962—1967 гг. учился на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, специализировалс на кафедре логики и одновременно работал истоп­ ником в больнице. Особенно запомнились лекции В. Ф. Асмуса и лекции по истории логики Попова П. С., друга М. Булгакова.

Кандидатская диссертация «Понятие истины и закона в методоло­ гии науки» — 1970 г., Институт философии Российской Академии наук (ИФ РАН); докторская диссертация «Основные тенденции раз­ вития современной буржуазной философии науки»— 1983 г., ИФ РАН.

С 1967 г. по настоящее время работает в Институте философии Российской Академии наук; с 1986 г. — ведущий научный сотруд­ ник ИФ АН. Одновременно преподавал на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и мн. др. учебных заведениях.

1. О формальных признаках утверждений, выражающих законы при­ роды / / Вопросы философии , 1968, № 11;

2. О философском значении семантического понятия истины / / Воп­ росы философии , 1969, № 2;

3. Определения диспозиционных предикатов / / Логика и эмпири­ ческое познание . М., 1972.

4. Об истолковании контрфактических предложений / / Логика и методология науки . Логика . М., 1973.

5. Один из способов построения дерева доказательства в пропозици­

ональной логике / / Теория логического вывода . М., 1973.

6. Проблема универсалий в современной логике / / Проблемы логи­ ки и методологии науки . Вып. 1. М.: ИНИОН, 1974.

7. Методы эмпирического познания (на исп. яз.) / / Методология современного научного познания. Гаванна, 1975.

8. Модификация табличных построений для классической и интуи­ ционистской пропозициональной логики / / Методы логического ана­ лиза. М., 1977.

9. Философская ситуация в ФРГ сегодня: некоторые аспекты (совм.

с А. Гулыгой) / / Вопросы философии. М., 1978, № 6.

10. Логико-семантический анализ различия между эмпирическим и теоретическим знанием (на польск. яз.) / / Человек и мировоззрение . Варшава, 1979, № 4.

11. Современный подход к проблеме диспозиционных предикатов //

Логические проблемы современной науки. М.: ИНИОН, 1980.

12. Логика и методология научного познания (совм. С. Ю. А. Петро­ вым). М.: МГУ, 1982.

13. Семантическая концепция понимания; Понимание человечес­

кой деятельности / / Объяснение и понимание в научном познании . М.: ИФАН, 1983. Переизд. в кн.: Загадка человеческого понимания.

М.: Политиздат, 1991.

14. От формальной логики к истории науки. М.: Наука, 1983.

15. Техническое знание и прогресс науки (совм. с В. В. Чешевым); Научный факт и научная теория / / Творческая природа научного по­ знания . М.: Наука, 1984.

16. Основа рациональности научных методов / / Методы научного познания и физика. М.: Наука, 1985.

17. Основы научной рациональности / / Dijalektika. Broj 3—4, Beograd, 1986.

18. Виды научного объяснения (совм. с Е. И. Тарусиной); Научная рациональность и цель науки / / Логика научного познания . М.: Нау­ ка, 1987.

19. Процесс философского исследования / / О специфике методов философского исследования. М.: ИФАН, 1987.

20. Является ли философия наукой? / / Философские науки , 1989, № 6.

21. Понятие истины в методологии научного познания / / Диалек­ тика. Познание. Наука. М.: Наука, 1989.

22. К вопросу об “основном вопросе философии” / / Взаимосвязь фун­ даментальных и прикладных методов исследования . М.: Наука, 1989.

23. Переживет ли марксизм перестройку? // Общественные науки , 1990,

№ 3. Перевод на нем. яз.: Wird der Marxismus die Perestrojka uberleben? / / Abschied vom Marxismus. Rowolt Tashenbuch. Reinbek bei Hamburg, 1992.

24. Философия как личный опыт / / Заблуждающийся разум ? М.: Политиздат, 1990.

25. Философия в годы застоя / / Вестник АН СССР , 1990, № 1.

26. Деятельность, поведение, творчество; Общее и индивидуальное

в деятельности; Деятельность и свободы / / Деятельность: теории, методология , проблемы . М.: Политиздат, 1990.

27. Краткий словарь по логике (совм. с Д. П. Горским и А. А. Иви­

ным). М.: Просвещение, 1991.

28. Rationality and Freedom (Рациональность и свобода) / / 77ie Opened Curtain (Открытый занавес) / К. Lehrer, Е. Sosa (eds). San-Francisco: Westview Press. Oxford, 1991.

29. О чем в действительности идет спор? / / Философские науки , 1991, № 1.

30. О понятии социального прогресса / / Научно-технический про­ гресс: мифы и реальность . М.: ИФАН, 1992.

31. Логика. Учеб.-методич. пособие. М.: АЭП, 1993.

32. Философия: мир предельных значений; Наука: общезначимое знание о мире / / Морфология культуры . Структура и динамика . М.: Наука, 1994.

33. Революция в теории познания? / / Общественные науки и совре­ менность , 1995, № 4.

34. Между Востоком и Западом: будущее обновленной России (совм. с Ю. М. Бородаем) / / Российский монитор , вып. 5, 1995. Перевод на англ. яз.: Between East and West: Russian Renewal and the Future / /

Studies in East European Thought , 1995, v. 47.

35. Книга по логике. М., Гнозис, 1995. Переизд. 1996, 1998.

36. Введение в логику: учеб. пос. для учителя и родителя (совм. с М. И. Пановым). М.: Скорина, 1995.

37. Беседы на посторонние темы. М.: АЭП, 1997.

38. Философия науки: История и методология. М.: Дом интеллекту­ альной книги, 1998.

39. Словарь по логике (совм. с А. А. Ивиным). М.: Владос, 1998.

1. Хессе М. Структура научного вывода / / Научные теории : струк­ тура и развитие . М.: ИНИОН, 1978.

2. Структура и развитие науки (ст-и Лакатоша И., Куна Т., Вартофокого М., Хессе М. и др.). М., 1978.

Источник

Книга: Александр Никифоров «Природа философии. Основы философии»

Что же это такое — философия? Продукт шизофренического воображения или в самом деле что-то важное, быть может, даже необходимое, как всему обществу, так и отдельномучеловеку? С точки зрения современной физиологии, искусство и философия апеллируют к разным полушариям головного мозга. Философия начинается с вопросов `почему?`, задаваемых по любому поводу, и поиска рациональных ответов на такие вопросы. Для нее нет ограничений в вопрошании, как нет и никаких авторитетов. В том-то и разница между философией и религией. Если попытаться развить взгляд на философию как на мировоззрение, то мы быстро обнаружим, что мировоззрение и наука — совершенно разные вещи, поэтому признавать философию наукой и одновременно считать ее формой мировоззрения, значит, впадать в противоречие.

Издательство: «Идея-Пресс» (2001)

Формат: 60×88/16, 168 стр.

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Лебяжье озеро Стихи А. М. Никифорова разнообразны по тематике, но все-таки наиболее тяготеет он к описанию деревни, природы (особенно в поэмах), к неторопливому, душевному анализу человеческих отношений. Многие… — Московский рабочий, (формат: 70×108/32, 116 стр.) Подробнее. 1962 50 бумажная книга
Аромат весны. Романтическая повесть Первая работа автора, опубликованная в Интернете. Небольшой повествовательный рассказ с романтическими нотками. Мысли автора сосредоточены на семейных ценностях и человеческих взаимоотношениях… — Издательские решения, электронная книга Подробнее. 44 электронная книга
Пушка-полковушка, или Выстрел от Немана до Берлина В первые дни войны, которую потом назовут Великой Отечественной, мало кто думал, что она станет самой большой катастрофой и самым большим триумфом для нашей Родины.Но уже тогда, несмотря на… — Издательские решения, электронная книга Подробнее. 100 электронная книга

См. также в других словарях:

ПРИРОДА — 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект естествознания… … Философская энциклопедия

Природа — (jusiV, natura) понимается в трех главных смыслах: 1) каксущественное определение чего бы то ни было, напр., П. человека, души,общества, государства, искусства, нравственности, наконец П. Божества; вэтом общем смысле П. = естеству или сущности;… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Природа и сущность человека — Содержание 1 Определение человека и его природы 1.1 Душа и тело … Википедия

Природа человека — Содержание 1 Определение человека и его природы 1.1 Душа и тело 1.2 Самоценность человека … Википедия

Природа — I Природа 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект… … Большая советская энциклопедия

Природа — I Природа 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект… … Большая советская энциклопедия

ПРИРОДА И БИБЛИЯ — Эта тема включает в себя комплекс вопросов, связанных с библ. *креационизмом и библ. трактовкой взаимоотношений между человеком и природой. Проблема креационизма встала перед христ. мыслью, когда она впервые соприкоснулась с античным… … Библиологический словарь

Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Математические начала натуральной философии — Титульный лист «Начал» Ньютона Математические начала натуральной философии (лат. Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica)  фундаментальный труд Ньютона, в котором он сформулировал закон всемирного тяготения и три закона Ньютона,… … Википедия

Источник

Adblock
detector