Беседа в старшей группе Что мы знаем о птицах

Беседа о птицах
план-конспект занятия по окружающему миру

Бессарабова Елена Анатольевна

— Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке, в парке, в лесу зимой?

( Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы)

-Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

-Каких птиц не видно в последнее время?

( Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи)

-Куда исчезли эти птицы?

( Улетели в тёплые края)

-Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? ( Перелётные)

-Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?

-Вспомните, чем питаются птицы? (Спрятались насекомые, поэтому, первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т. к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы)

3. Основная часть. (15 мин)

Сообщение нового материала.

Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны. чтобы весной вернуться в родные края.

А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки лакомства для синиц класть бесполезно -утащат вороны. Если мы с вами будем помогать птицам, этим мы спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тихо покажем-

Крылья сложили назад.

5. Дидактическая игра «Что за птица?» (3 мин)

-А сейчас, дети, отгадайте, о какой птице идёт речь?

В сером армячишке

Крошки собирает? (Воробей)

В красной шапке расшитой,

В чёрненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Что за песня – красота?

Тук – тук – тук, да тра – та – та? (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это — ………….(Снегири)

На шесте дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его……..(Скворец)

Червякам – враг. (Грач)

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт « ку – ку…ку – ку»? (Кукушка)

6. Закрепление материала. (5 мин)

Проведение опыта «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».

-Ребята, подойдите к столу, здесь стоят стаканчики с водой разной температуры.

-Давайте – ка вспомним, знакомые нам свойства воды.

(Прозрачная, не имеет формы, запаха, цвета, вкуса, в воде одни вещества растворяются, другие нет).

-А сегодня, мы с вами узнаем, какой ещё может быть вода.

-Пальчиком попробуйте и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком тёплая и в каком горячая.( видим пар)

В реках, озёрах, морях вода разной температуры: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живёт меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто – ни будь жить в таком горячем «доме»? (Жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли). В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

-А если бы вы были рыбками, в какой водичке вам хотелось бы жить?

  • Что интересного узнали сегодня на уроке?
  • Что запомнилось больше всего?

6. Итог занятия. Обобщение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Перелетные птицы»

Углубление знаний детей о перелетных птицах.

Конспект «Беседа о птицах»

Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе № 4. Цель: привлечение внимания к проблемам в недостатке кормовой базы и сокращение мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территор.

Беседа » Покормите птиц зимой».

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях. Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать.

З а д а ч и: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использ.

Беседа: » Зимующие птицы»
Беседа: «Перелетные птицы»

Беседа: «Перелетные птицы».

Познавательное занятие»Беседа о птицах». Аппликация птицы Снегирь.

Источник

Конспект занятия «Беседа о птицах»

Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц.

Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека ; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц, учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности ; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много. Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам?

Материалы к занятию: картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц, математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили»,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба).

Наблюдения: за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы.

Словарная работа: обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц).

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки:

1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?

2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?

3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей).

О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах. На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей). Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц. Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».

Воспитатель: Я буду читать вам стихотворение, а вы, как только услышите что я называю не птицу, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:голуби,синицы,мухи и стрижи,

Аисты,лягушки,совы и ватрушки.

Ой,как много в мире птиц:пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.

Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.

Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она).

В поле перепел кричит.

Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.

Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете?Чем птицы питаются в природе?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей). Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться. Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы,которые остаются зимовать (Ответы детей). Назовите перелетных птиц (Ответы детей). Назовите зимующих птиц (Ответы детей).

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.

Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.

1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей).

2. Каким номером обозначена птица,не являющаяся водоплавающей?

(лебедь,пингвин,гусь,цапля).

3. Назовите номер птицы,которая не является домашней (курица,индюк,

4. Каким номером обозначена перелетная птица? (воробей,ворона,сорока,

5. Каким номером обозначена зимующая птица? (лебедь,синица,журавль,

Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц. Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись!

Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения

Птица крыльями взмахнула,птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

Воспитатель: В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких? (Ответы детей). Правильно, птицы умеют летать. А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей).

Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей). Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают? (Дети высказывают свои предположения). Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие,сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? (Ответы детей). Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины). Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. (Рассматриваем схемы строения пера). У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей). Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей). Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей). На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу. Какие они? (Ответы детей). Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей). На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей). Перья не только украшают птицу, помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ».

Воробьи – воробышки — (хлопки руками по бокам)

Серенькие перышки — (махи вверх-вниз перед собой)

Клюйте, клюйте крошки — (стук кулачком об кулачок)

У меня с ладошки — (дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют — (руки в стороны,пожали плеч.)

И погладить не дают — (руки на поясе,наклоны в стор)

Как же нам поладить — (хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить

УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дети стоят в кругу. Игра в мяч.

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы,а вы должны из двух слов образовать прилагательное:

Если у птицы красная грудка,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.

БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ.

Ребята! Птицы,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц? (Ответы детей). Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешивать кормушки,скворечники и дуплянки.

ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ».

У каждого ребенка изображение определенной птицы.

Воспитатель. Я буду читать стихотворение,а вы сажаете на кормушку свою птицу,как только услышите ее название.

Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник,посмотри,прилетели снегири,

Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетали семь сорок.

В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!

Молодцы! Накормили всех птиц, никто не остался голодным. Но это была игра.

Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц. И может быть спасем от голода не одну птицу. А летом птицы помогут нам,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).

Презентация — пособие «Сохраним мир птиц!» Уважаемые коллеги! Совсем недавно стартовала акция «СОХРАНИМ МИР ПТИЦ!» Мы тоже приняли в этом участие и подготовили несколько занимательных.

Эко-объектив «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»Эко-объектив «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в зимнее время года; создать условия для общения дошкольников с.

Источник



«Кто такие птицы?» мероприятие для детей 6-7 летнего возраста

«Кто такие птицы?» мероприятие для детей 6-7 летнего возраста

Занятие построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а так же на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию, не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.

Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения «Школа экологической грамотности». В разделе «Живая природа» дети знакомятся с разными группами животных, учатся различать их по свойственным только этим животным признакам.

Данная разработка рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Поскольку дети этого возраста лучше осознают и запоминают в процессе игры, то все занятие построено с использованием различного игрового и занимательного материала: загадки, экологические сказки, викторина.

В процессе этого занятия дети усвоят отличительные признаки птиц, их значение в природе. Исходя из знаний, полученных на занятии, у детей сформируется свое отношение к птицам, а под влиянием педагога оно будет добрым, гуманным.

— познакомить детей с понятием «птицы», особенностями строения птиц по отношению к другим животным, строением пера, его размерами, функциями, окраской, разнообразием птиц,

— выяснить, для чего птицы поют;

— развивать внимание и внимательность, интерес, любознательность;

— воспитывать доброе отношение к природе, любовь, желание заботиться о «братьях наших меньших»,

— воспитывать чувства сострадания и сопереживания.

-научить выделять птиц среди разнообразия других животных;

— научить отличать птиц от других животных по их признакам.

Используемые методы:

· словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;

· наглядный: демонстрация методических таблиц на данную тему, иллюстрации и фотографии птиц с различным оперением

· практический: изучение строения пера (практическая работа)

Возраст обучающихся: 6-7лет, первый год обучения.

Оборудование:

1. Карточка с изображением летучей мыши, бабочки, курицы;

2. Карточка с изображением летящих гусей, голубей;

3. Перья, разные по размеру, форме, цвету; ножницы;

4. Рисунок пера и чернильницы;

5. Фотографии птиц с ярким оперением;

6. Иллюстрации птиц: воробья, соловья, сороки, вороны, дятла, скворца, аиста, гуся, павлина, пингвина, страуса.

Методические советы на подготовительный период:

1. Заранее собрать коллекцию перьев различной формы, окраски, размера.

2. Предварительный подбор иллюстраций и фотографий птиц, подбор загадок о птицах, которые соответствовали бы данным иллюстрациям и фотографиям.

3. Предварительно подготовить материал, необходимый для практической работы (перья, ножницы, стаканы с водой).

4. Изготовить карточки с изображением летающих животных (курица, летучая мышь, бабочка).

План – конспект занятия:

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей занятия.

2. Повторение пройденного материала.

3. Введение в образовательный материал .

4. Объяснение нового материала.

а) знакомство с понятием «птицы»

в) сказка «Для чего птицы поют»

г) практическая работа «Изучение строения пера», знакомство с разнообразием птиц с ярким оперением

а) викторина «Разнообразие птиц»

б) игра «Птицы прилетели»

в) игра – соревнование

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, кто живет в лесу.

2. Повторение пройденного

— О ком мы говорили на прошлом занятии?

— Каких животных вы знаете?

3. Введение в новый материал

— О ком идет речь в загадке?

Спозаранку скачут гости

По заснеженным ветвям —

Прилетают в гости к нам.

— Так кто еще живет в лесу? (птицы)

4.Объяснение нового материала

а) знакомство с понятием «птицы»

— Вот о них мы сегодня и поговорим. Кто такие птицы? (животные, которые умеют летать)

— Кто изображен на рисунке? (летучая мышь, бабочка, курица)

— Что общего у этих животных? (есть крылья, умеют летать)

— Можно ли их отнести к одной группе? Кто из нарисованных животных птица? (курица – птица, у нее есть крылья, тело покрыто перьями, а у остальных животных перьев нет)

-Сделайте вывод, кого мы называем птицами? (птицы – это животные, тела которых покрыты перьями)

в) сказка «Для чего птицы поют?»

— От радости поют люди, а для птиц весеннее пение – очень важное дело. Поют только самцы. Весной возвратился домой маленький певун и немедленно во весь голос заявляет «Я здесь! Я прилетел, занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет по близости селиться, иначе получит взбучку.

Своей песней птица устанавливает невидимую, но зато хорошо слышимую границу участка.

И если рядом раздастся песня соперника – сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. А другие птицы – пожалуйста! – селитесь хоть в двух шагах. Ведь у других птиц и корм другой, и материал для гнезда, так что с такими соседями спорить не о чем.

Есть у птичьей песни и другое назначение. Будущий папа, подыскав хорошее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как бы говорит: «Я тут. Я нашел отличное место для гнезда, здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить наших птенцов.

Услышит будущая птичья мама одну такую песню, другую, третью, и какая покажется ей самой прекрасной, на ту песню она и полетит.

Но каждая птица поет весеннюю песню на свой лад. Серые вороны весной уже не каркают так пронзительно, голос их становится мягче, нежнее, в нем появляются такие звуки, словно каждой хочется выговорить что – то ласковое, да только не выходит.

А дятел не умеет петь. Он только часто – часто стучит своим клювом по сухому суку.

У кулика – бекаса клюв велик, а голос слаб, и песни нет. Нет хорошего голоса – не беда. Бекас изловчился петь хвостом. Взлетит над лесным болотцем, крылья подожмет, хвост распустит и пикирует. От этого встречный воздух гудит в перьях хвоста, получается такой звук, будто ягненок блеет: «Бе – е – е». Недаром бекаса прозвали «лесным барашком».

Аисты тоже петь не умеют. Зато они трещат клювами. Никто так не может.

А тетерева, лесные петухи – косачи, выхваляясь своей красотой и удалью перед рябенькими тетерками, шипят. Да так громко шипят, будто туго надутый мяч проткнули. Прошипят, а потом подпрыгивают, пританцовывают, бормочут: «Гур – гур – гур». Послушаешь такую песню- кажется, будто котел бурлит. Бурлит – бурлит да и выплеснется, зашипит на горячей печке.

Кончится весна, обзаведутся птицы семействами, тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши – не до песен. Надо корм добывать, к тому же песней можно выдать гнездо – привлечь хищников. Правда, и летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет – словом, обычная птичья перекличка да разговоры.

г) практическая работа «Изучение строения пера»

(На столе лежат перья, разные по размеру, форме, цвету, ножницы.)

— Чем различаются перья? (размером, формой, цветом)

— Каждое перо имеет свой стержень, догадайтесь, где он находится, покажите его.

— А еще у него есть бородки. Где бородки? Покажите их.

— Что случится, если подует ветерок? (перо улетит)

— Почему? (оно очень легкое)

— Внутри перо полое, пусто (учитель режет перо и показывает детям)

— Оттого что перо внутри полое, пустое, оно очень легкое, поэтому птицам легко летать.

— Макните перо в стакан с водой. Оно намокло? (нет, капельки воды стекли в стакан)

— Перья защищают птицу от сырости и воды. Д ля чего птицам нужны большие перья? (чтобы летать)

— Для чего нужны птицам маленькие перья? (для тепла)

— Почему на рисунке перо показано рядом с чернильницей? (много лет назад, когда не было ручек, люди писали гусиными перьями)

— Рассмотрите окраску перьев, что вы можете сказать о них? (перья разного цвета, они украшают птицу)

— А теперь посмотрите, какую окраску имеют птицы. (просмотр

фотографий птиц с разноцветным оперением)

5. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

А потом за парту – плюх!

6. Закрепление изученного:

а) викторина «Разнообразие птиц»

(за каждый правильный ответ учащийся получает перо)

Белобокая сорока прилетела издалека,

Не сказала, где была,

Но зато она, ребятки, очень хитрые загадки

На хвосте нам принесла.

— Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков,

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (воробей)

— Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит (соловей)

Весь день хлопочет (сорока)

-Он в берете ярко – красном,

В черной курточке атласной,

Он на дереве сидит

И стучит, стучит, стучит… (дятел)

— Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет,

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет (скворец)

— Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками в болото (аист)

— Ей в ночь глухую не до сна.

Промысел ведет она (сова)

-По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки (гусь)

— Проживает в странах жарких,

А в нежарких – в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив. (павлин)

— Скажите мне, какой чудак

И днем, и ночью носит фрак? (пингвин)

— И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают? (страус, пингвин)

-Летать пингвины, действительно, не могут. Их крылья со временем стали совсем маленькими, а тела очень крупными и тяжелыми. Пингвины – отличные пловцы, а маленькие крылышки служат, скорее, ластами, так как во время плавания вращаются почти винтообразно вокруг плечевого сустава. Питаются пингвины рыбой и морскими животными. Тела этих птиц густо покрыты перьями, так как плавают они в ледяной воде, а живут там, где льды никогда не тают.

— Страусы – очень крупные птицы: высотой до 2,7 метра, а весом более 50

Килограммов. Летать они не умеют, но бегают так же быстро, как лошади.

Разводятся прекрасно на страусиных фермах, предприимчивые хозяева даже иногда устраивают страусиные бега. Предпочетает растительную пищу, но не откажется и от мелких животных. Крылья маленькие, почти исчезли, служат, скорее, украшением.

б) игра «Прилетели птицы»

-Я буду называть птиц, но если ошибусь, назову что – то другое, хлопайте в ладоши и стучите ногами.

-Что неправильно? (мухи – это насекомые)

— Что неправильно? (макароны — не птицы)

— Что неправильно? (куницы – звери)

— Что неправильно? (страусы не летают)

Даже совы – сплюшки…

— Не гаечки, а птицы гаички, не плюшки, а совы – сплюшки.

— Что неправильно? (комары – насекомые)

Голуби, синицы, галки и стрижи,

Чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы…

в) игра — соревнование

(по очереди говорим название птиц, на ком остановились – тот проиграл)

7.Итог занятия.

— Молодцы, птиц знаете много. Какой отличительный признак у птиц? (тело покрыто перьями)

— Умнички! Так держать! Вы очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, думаю, что знания, полученные на сегодняшнем занятии вам обязательно пригодятся.

Методические советы организаторам:

Данное занятие лучше проводить в кабинете, предназначенном для занятий. Столы расставляют по усмотрению педагога.

Все предполагаемое оформление занятия – методические таблицы, фотовыставка расположены на стендах для демонстраций.

Материал, предназначенный для практической работы, лучше всего разложить непосредственно перед работой.

Методические советы на период ближайшего последействия:

На следующем занятии обязательно повторить признаки птиц

Данное занятие – лишь первый шаг к знакомству с птицами. Позднее мы будем говорить о перелетных птицах и зимующих, а затем несколько практических занятий можно посвятить изготовлению кормушек. Сначала из готовых кормушек можно сделать выставку. Дети внимательно рассматривают готовые образцы, отмечают достоинства и недостатки изделия, а затем вместе с педагогом развешивают их во дворе. Будет очень хорошо, если одну – две кормушки будет хорошо видно из окна кабинета, где проходят занятия.

Источник

Беседа в старшей группе «Что мы знаем о птицах»

Цель. Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желания заботиться о них, охранять.

Материал. Картины с изображением птиц (синички, снегири, грачи, лас-точки, воробушки). Книга Г. Сирибицкого и В. Чаплина «Появились синички». Корм для птиц (кусочки белого хлеба, ягоды клюквы, ломтики сала, семечки).

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах. Ребята, послушайте стихотворение и определите, о каком времени года в нём гово-рится.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года как зовется?

(М. Ходякова «Осень»)

Дети. Это время года зовётся осень.

Воспитатель. Что говорится в этом стихотворении о птицах?

Лена. Птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель. Почему птицы улетели?

Серёжа. Потому что холодно.

Таня. Они от зимы улетели.

Воспитатель. Но ведь не все птицы улетели. Найдите на картинах птиц, которые будут зимовать (дети рассматривают картинки).

Жанна. Это ворона. Она с нами зимует.

Коля. Эти птички называются синички, они тоже не улетают в тёплые края.

Максим. Ещё снегири у нас зимуют.

Воспитатель. Вы назвали птиц, которые остаются с нами на зимовку. А теперь покажите и назовите птиц, улетевших в теплые края.

Женя. Ласточка, она улетела.

Саша. Улетели скворцы, грачи.

Воспитатель. Чего же не хватает этим птицам? Почему они улетают?

Таня. Им кушать нечего, потому они и улетают.

Воспитатель. Да, ребята. Птицы, которые улетели от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда, становится холодно и насекомые пря-чутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в тёплые края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы, которые могут, есть хлебные крошки, зёрнышки, семена. Сейчас я прочитаю вам рассказ Г. Сирибицкого и В. Чаплина «Появились синички». Чтение рассказа воспитатель обыгрывает.

Воспитатель. Про какую птичку вы прослушали рассказ?

Дети. Про птичку синичку.

Воспитатель. Расскажите, какая была синичка? Как про неё говорится в рассказе?

Дети. Глаза у неё были чёрные.

Воспитатель. Чёрные, как бусинки. А что так внимательно искала си-ничка своими чёрными, как бусинки глазами?

Дети. Синичка искала еду и увидела корочку хлеба.

Воспитатель. А весной и летом что ест синичка?

Таня. Она ест червяков, букашек.

Воспитатель. Видите, ребята, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много всяких букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А почему синички зимой прилетели ближе к дому человека?

Дети. Чтобы человек покормил синичек, дал им хлебушка.

Воспитатель. И мы ребята, будем кормить с вами эту полезную и очень красивую птичку. Посмотрите, какие красивые у неёперья: на груди – жёлтые, на голове – чёрные, на щеках – белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята кто из вас запомнил, как поёт синичка?

Дети. Тинь — тинь.

Воспитатель. Сегодня мы с вами на прогулке повесим вот эту кормушку (показывает). Её сделал наш плотник дядя Коля. Всех птиц мы будем кормить, которые остались с нами на зиму.

Я сейчас покажу, что любят, есть синички. (На столе воспитатель приготовил корм для птиц: кусочки белого хлеба, ягоды клюквы, ломтики сала, семечки, зёрна пшена).

Каждый день мы будем назначать кого-то из вас ребята, ответственным за кормление птиц. Все дети нашей группы будут дежурить по «птичьей сто-ловой» насыпать корм к нашей кормушке,вы должны выполнять такие правила: лопаткой убирать снег из кормушки, насыпать корм. Вместе со всеми детьми отойти подальше, что бы птицы не боялись к ней подойти. Но вдали от кормушки надо играть тихо, чтобы не спугнуть птиц, прилетевших к ней.

А сейчас я расскажу вам ребята, одну историю, которую узнала от мальчика Дениса. В выходной день проснулся Денис рано утром. За окном завывает ветер, кружится снег, а в комнате было тепло и хорошо. Мальчик встал, оделся и пошел к окну посмотреть, много ли снега выпало. Там за окошком, он увидел маленькую птичку. Она сидела на балконе возле кормушки и прятала голову в перья.

«Бедная птичка, — подумал Дениска, — чего же ты хочешь?

Воспитатель. Как вы думаете ребята, чего ждала птичка?

Дети. Она кушать хотела.

Воспитатель. Что сделал Денис?

Дети. Мальчик насыпал ей корм.

Воспитатель. Расскажите, какие правила будет выполнять мальчик?

Дети. Он вначале вычистит снег из кормушки. Потом он положит в кор-мушку белый хлеб, насыплет зёрен, а сам уйдёт. Он будет смотреть издалека, через окошко, чтобы птичка не боялась подлететь к кормушке.

Воспитатель. Ребята, вы тоже повесите дома кормушку?

Конспект занятия «Беседа о птицах» ЦЕЛЬ: Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц. ЗАДАЧИ Образовательная: Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли.

«Мы знаем правила дорожного движения». Беседа по ПДД с элементами игры (первая младшая группа)«Мы знаем правила дорожного движения». Беседа по ПДД с элементами игры (первая младшая группа) Цель: — Познакомить детей : а) со светофором; б) правилами дорожного движения; — Научить детей правильно переходить дорогу по сигналу.

Беседа о Дне Победы (старшая группа)Беседа о Дне Победы (старшая группа) Тема: Беседа о Дне Победы (в старшей группе) Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как.

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб — ценнейший продукт питания,.

Беседа о перелетных птицах Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания. Активизировать.

Конспект занятия «Что мы знаем о птицах?» Тема: Что мы знаем о птицах? Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни. Формировать обобщённое представление.

НОД «Беседа о зимующих птицах» для детей старшей группы Задачи: Образовательные области: «Познавательно речевое развитие» Обогатить и уточнить представление детей о зимующих птицах. Продолжать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Что мы знаем о птицах» Программное содержание: Обучающие задачи: — закрепить знание детей об особенностях строения и поведения птиц их среде обитания — расширить.

Воспитательно-образовательный процесс с детьми старшей группы на прогулке «Что мы знаем о птицах» Утро. Прогулка. Наблюдение»Что мы знаем о птицах зимой». Задачи. Формировать представление о жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботится.

Викторина «Как мы знаем сказки» (старшая группа)Викторина «Как мы знаем сказки» (старшая группа) Занятие Викторина «Как мы знаем сказки» для детей старшей группы Воспитатель: Кошкина Н. А. Цель: Выяснить, какие сказки, и каких сказочных.

Источник

Adblock
detector