2 Методика Несуществующее животное Приложение 2

Методика «Несуществующее животное»

Эта методика, разработанная М.З. Дукаревич, проста в прове­дении и позволяет выявлять различные личностные особенности испытуемых.

Инструкция.Перед ребенком кладут лист бумаги (горизон­тально) и говорят: «Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумы­вать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал — которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах».

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать живот­ному название. Название животного записывается в протоколе. После этого психолог говорит: «А теперь расскажи про его образ жизни. Как оно живет?» Рассказ ребенка записывается по воз­можности дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соот­ветствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

— Чем оно питается?

— Чем оно обычно занимается? А что любит делать больше всего?

— А чего оно больше всего не любит?

— Оно живет одно или с кем-нибудь еще?

— Есть у него друзья? Кто?

— А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

— Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?

— Какого оно размера?

После этого ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти же­лания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможно­сти дословно.

Интерпретация результатов

Прежде всего, полезно оценить способ построения образа, характеризующий тип воображения и мышления ребенка, его под­ход к творческой задаче. При низком уровне изобразительной техники способ построения образа в большей мере отражается в названии животного, чем в его внешнем виде.

Способ построения образа

Наиболее низкий («нулевой») уровень — это изображение реального животного (зайца, собаки, крокодила, человека и т. д.). Для шестилетнего возраста такой способ изображения — сви­детельство низкого уровня развития воображения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показа­тель отклонений либо в умственном развитии, либо в эмоцио­нальной сфере. В частности, к подобному способу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.

Несколько более высокий вариант, относящийся, однако, к тому же уровню, — это изображение животных, не существующих, но существовавших когда-то или же позаимствованных из литера­туры или кино (динозавра, дракона, Змея Горыныча и т. д.). Этот вариант говорит о бедности воображения и, как правило, типичен для детей с низким общекультурным уровнем.

Первый уровень — конструирование, собирание нового суще­ства из деталей реальных животных (например, голова человека, тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в названии: «человеко-медведе-заяц», «слоно-корова», «летающий медведь» и т. п. Этот способ характерен для рациона­листического подхода к задаче. Он говорит не о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой на­правленности, об «исполнительской», а не творческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наиболее типичной. При рационали­стическом способе создания образа дальнейшая оценка определя­ется количеством прототипов и степенью их разнородности. Так, комбинация из пяти животных — это, разумеется, более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавниками — показатель более развитого воображения, чем та же корова с лошадиными ногами.

Второй уровень — создание целостного образа нового, несу­ществующего животного в соответствии с общей схемой живот­ного, но без привлечения деталей конкретных животных (хотя результат и может отдаленно напоминать дракона, слонопотама или кого-то еще). Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца). Название в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда мо­жет строиться по той же модели, по которой строятся названия реальных животных («пусик», «бубозавр», «шапкоед»). Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

Третий уровень — создание абсолютно оригинального суще­ства (не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме: голова с глазами и ртом, туловище, ко­нечности). Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационали­стическим, так и с преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реальные творчес­кие возможности. У детей младше 9—10 лет такой способ построе­ния образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оценивается по степени естествен­ности получившегося существа и, в частности, по степени соот­ветствия между его внешним видом и описанием образа жизни.

Если изобретение слишком вычурно, то обычно это свидетельст­вует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стрем­лении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других, т. е. об оригинальничанье.

Описание образа жизни несуществующего животного дает дополнительную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Здесь главным показателем является логичность опи­сания рисунка. Так, все имеющиеся органы должны для чего-то служить. Вместе с тем иногда несоответствие между рисунком и описанием образа жизни объясняется не нарушениями логики, а эмоциональными причинами (подробнее об этом см. ниже).

Показатели тревожности, страхов, боязни агрессии

Проявления тревожности в тесте «Несуществующее живот­ное», в основном, те же, что и в тесте «Рисунок человека». В данной методике имеются и дополнительные признаки тре­вожности. В частности, это необычно большое количество глаз, ушей и прочих органов чувств (например, локаторы или антен­ны), призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропус­тить никакой опасности и угрозы. Соответствующая тематика отражается и в описании образа жизни. Признаком тревожности служит описание различных способов предохранения от возмож­ной опасности (нападения хищников, стихийных бедствий, холода, жары, недостатка еды и т. п.).

Страхи, как и в рисунке человека, проявляются в зачерне-нии глаз. На их выявление направлен также вопрос о том, боится ли животное чего-либо. Указание на боязнь того, чего действи­тельно боятся многие животные (хищников, огня, человека), не является признаком страхов. Такими признаками служат:

— описание страхов, не типичных у животных, зато частых у детей (темноты, высоты, змей, насекомых);

— «застревание» на описании того, чего боится придуманное животное, особо длинный перечень страхов (даже если каждый из них вполне распространен в животном мире).

Утверждение о полной бесстрашности животного не говорит ни о наличии страхов, ни об их отсутствии (но чаще встречается у детей, у которых имеются страхи).

Особую группу составляют признаки, говорящие о боязни аг­рессии, что характерно при повышенном уровне тревожности. К таким признакам относятся любые защитные аксессуары: пан­цирь, щит, иглы (как у ежа), чешуя, броня, особо толстая кожа (она может не быть видна на рисунке, но описываться в рассказе).

Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры жи­вотного. При этом сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе ребенок сообщает, что его животное «выше Останкин­ской башни». Если ребенок старается сделать свое животное как можно больше, чтобы оно никого не боялось, но попутно выясня­ется, что главное в его жизни — защищаться от хищников, то о боязни агрессии можно говорить с полной уверенностью.

При боязни агрессии в описании образа жизни часто указы­вается труднодоступность жилища (например, «живет в пещере, куда никто не может забраться»). Специально на выявление боязни агрессии направлен вопрос о том, есть ли у придуманного животного враги. Нормальным является указание некоторого небольшого количества врагов. Как полное отрицание наличия врагов, так и их долгое развернутое перечисление — признаки боязни агрессии.

Показатели демонстративности

Демонстративность в рисунке несуществующего животного, как и везде, проявляется во всяческой вычурности, изысках, укра­шательстве. Это может быть узор на шкуре животного, глаза с длинными загнутыми ресницами, бантики и т. п. В рассказе об образе жизни часто подчеркивается красота животного (особен­но у девочек) или его исключительность и превосходство над прочими созданиями.

При низкой социализированности ребенка (особенно при при­ближении к подростковому возрасту) демонстративность нередко проявляется в протестных, негативистических формах (напри­мер, животное курит или вообще изображается в форме бутылки или рюмки). В этих случаях асоциальная тематика обычно име­ется и в рассказе об образе жизни животного.

Показатели агрессивности

Тест «Несуществующее животное» чрезвычайно чувствите­лен к проявлениям агрессивности. Это любые орудия нападения, такие как рога, когти, клыки, жало и т. п. Как и в рисунке челове­ка, изображение зубов, как правило, отражает склонность ребенка к вербальной (словесной) агрессии. Иногда животное оказыва­ется снабжено человеческим оружием типа пушки, лазера или же копья, лука. Любые острые выросты, которые сам ребенок не интерпретирует как оружие нападения, но которые производят соответствующее впечатление на зрителя, также служат показате­лями агрессивности. Напротив, оружие, явно непригодное для бит­вы (например, загнутые внутрь или затупленные рога), является проявлением не собственной агрессивности, а боязни агрессии и попытки (как правило, неудачной) защититься от нее.

Для опознания агрессивности и выявления ее различных форм важен внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка: нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает ли оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает.

Иногда бывает сложно различить по рисунку проявления соб­ственной агрессивности ребенка и сильно выраженной боязни агрессии. Часто это различие проявляется в рассказе. По рас­сказу можно понять, идентифицируется ли ребенок с изображен­ным им существом, проецирует ли он в рассказе себя или образ врага. В последнем случае нередки прямые проговаривания. Так, после рассказа об устрашающей силе животного вдруг появляет­ся реальное «Я»: «А я его совсем не боюсь. А я его все равно одолею!»

В ряде случаев боязнь агрессии приводит к появлению соб­ственной агрессивности, которая самим ребенком воспринима­ется как защитная, однако далеко не всегда выступает в этом качестве в реальном поведении. Бывает, что ребенок начинает защищаться превентивно, не дожидаясь нападения (которое, воз­можно, и вообще не входило в намерения того, кого он считает своим противником).

Показатели бытовой ориентированности

Ориентированность ребенка в реальности проявляется в том, имеется ли у его животного все, что необходимо для жизни (прежде всего, есть ли возможность питаться и передвигаться). В расска­зе об образе жизни животного слабая бытовая ориентация прояв­ляется в отсутствии сведений о питании и о месте проживания (когда эти сведения сообщаются только в ответ на прямой вопрос проверяющего).

Показатели, характеризующие самооценку и систему ценностей

Для характеристики самооценки и системы ценностей наибо­лее показательны ответы на вопрос о желаниях, которые загадало бы придуманное животное. В большинстве случаев в ответах на этот вопрос проявляется прямая проекция, то есть их можно рассматривать как относящиеся к самому ребенку. В этом смысле очень показательны ответы типа «стать красивее», «чтобы было много друзей», «стать человеком» (ощущение своей некоторой ущербности, неполноценности). Любые упоминания о «материальном положении» животного (иметь много еды, хороший дом, много денег — при антропоморфности животного) говорят о значимости материальных ценностей. Ответы типа «чтобы на земле был мир», «чтобы никто не болел» и т. п. не говорят ни о чем, кроме стремления ребенка произвести хорошее впечатле­ние на проверяющего (впрочем, само это стремление типично для хорошо социализированных детей).

Показатели, характеризующие сферу общения. О высокой (обычно — недостаточно удовлетворенной) потреб­ности в общении говорит человекообразность изображенного животного. Для подростков это нормальное явление: для этого возраста характерна чрезвычайно высокая потребность в обще­нии. В младшем школьном возрасте подобное повышение по­требности в общении — сравнительно редкая индивидуальная особенность. Иногда это показатель «досрочного» вступления в подростковый кризис.

Если фигура напоминает, скорее, робота, нежели человека, то это — более явное проявление того, что потребность в обще­нии не удовлетворена.

Угловатость, механистичность или тем более машинообразность изображенного животного говорит об интровертности, а в случаях особой выраженности — об аутизации и тенден­ции к уходу от социальных контактов. В норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Особенности общения может выявить рассказ об образе жизни животного. В частности, большое значение имеет описание места, где оно живет. В этом описании нередко прямо проявляется чувство одиночества. О нем свидетельствуют такие указания места проживания, как «под землей», «в пещере», «в космосе», «на другой планете» (если не описаны другие существа, живущие на этой планете). Специально на выявление особенностей сферы общения направлены вопросы о том, с кем вместе живет придуманное животное и есть ли у него друзья. Как правило, в ответах на эти вопросы идет прямая проекция, то есть ребенок напрямую раскры­вает свое представление о себе. Из этого правила есть два ос­новных исключения. Во-первых, оно неприменимо в том случае, когда в рассказе вообще отсутствует идентификация с изображен­ным животным (см. выше, в описании признаков агрессивности). Во-вторых, не следует рассматривать как прямую проекцию утвер­ждения о том, что животное «дружит со всеми» или что «у него очень много друзей», но без конкретизации того, что это за друзья.

Такие утверждения обычно говорят о высокой, но неудовлетво­ренной потребности в общении.

Показатели интереса к сексуальной сфере

Об интересе к сексуальной сфере говорит изображение поло­вых органов, женской груди, независимо от того, как они названы и названы ли вообще (например, если про изображение, по фор­ме и местоположению соответствующее женской груди, сказано, что это «выпуклые глаза на теле», то это не отменяет его значения как сексуального символа; однако в этом случае важно, чтобы психолог не приписал ребенку свои собственные проекции). В качестве сексуальной символики рассматривается также хвост (особенно если он имеет соответствующую форму), вымя, подчерк­нутая волосатость животного. Повышенный интерес к сексуаль­ной сфере может проявляться также в подробном рассказе о рождении детенышей и вообще в подчеркивании темы раз­множения (особенно если в рассказе об образе жизни животно­го эта тема предшествует теме питания и места, где оно живет). Указание на бесполые формы размножения (почкование, деле­ние), как правило, свидетельствует о напряженном и внутренне конфликтном отношении к сексуальной сфере.

Интерес к сексуальной сфере совершенно естественен для подростков. Если же он в выраженной форме проявляется в младшем школьном возрасте, то желательно установить его ис­точник. Скажем, если на проблеме деторождения фиксируется ребенок, у которого недавно родились (или скоро должны родить­ся) брат или сестра, то такая фиксация вполне нормальна и не должна вызывать беспокойства. Однако даже в этом случае чрез­мерно грубая сексуальная символика свидетельствует о напря­женности данной сферы для ребенка. Тем более важно понять причины высокого сексуального интереса, когда для них нет очевидного биографического основания. Помочь в выяснении этих вопросов могут, в частности, «большие» проективные мето­дики (ТАТ или CAT).

Источник



Ключи к тесту «Несуществующее животное». Агрессивные элементы-1.

В рисунке несуществующего животного агрессия может вообще никак не проявляться .

несуществующее животное интерпретация

Отсутствие элементов агрессии в рисунке несуществующего животного.

Будем рассматривать 3 вида агрессии , проявляющейся в рисунке несуществующего животного:

  • активная
  • защитная
  • невротическая

Активная агрессия – это причинение вреда посредством вербальных или физических действий.

Защитная агрессия – это враждебные действия, возникающие в ответ на реальные или мнимые угрозы.

Невротическую агрессию рассмотрим в следующей статье.

Вообще, на любую агрессивность в рисунке несуществующего животного указывают:

  • рога
  • когти
  • клыки
  • зубы
  • острые наросты
  • шипы
  • иглы
  • толстая кожа
  • щетина
  • панцирь
  • чешуя
  • копыта
  • оружие

Любые очевидные элементы нападения в рисунке несуществующего животного, которые могут быть нарисованы, но не объявлены таковыми, интерпретируются как проявление собственной (активной) агрессии, а не защитной.

несуществующее животное тест

Очевидный элемент агрессии — рог над головой несуществующего животного, проигнорированный в пострисуночном опросе.

На активную агрессию в рисунке несуществующего животного указывают :

  • оружие или орудие, которое может быть рубящим, колющим или режущим
  • разинутая зубастая пасть (признак вербальной агрессии) и острые бивни

несуществующее животное

Разинутая зубастая пасть несуществующего животного.

  • острые шипы, углы и иглы
  • острый клюв (умеренная агрессивность)

тест несуществующее животное

Острый клюв у несуществующего животного.

Защитная агрессия может активно проявляться на поведенческом уровне, поэтому она не такая безобидная, как может показаться вначале. Даже если сам человек воспринимает ее как защитную, в реальности она может оказаться активной. То есть, ожидая нападения, даже, возможно, безо всяких на то оснований, человек заранее может перейти к активным действиям.

На склонность к защите от агрессии указывают:

Если в рисунке ребенка у несуществующего животного есть когти на лапах – он защищается от сверстников.

  • щетина
  • рога
  • заостренные рога в сочетании с небольшими когтями – некоторая агрессивность, не выходящая за пределы нормального уровня

тест несуществующее животное

Заостренные рога и когти у несуществующего животного.

  • иглы
  • шипы или гребни на спине животного

методика несуществующее животное

Гребни на спине несуществующего животного.

Степень защитной агрессии определяется наличием и направленностью острых выступов на теле несуществующего животного (типа ребристого панциря, шипов и наростов).

Если защитные элементы по контуру тела несуществующего животного подняты вверх – человек пытается защититься от людей, которые имеют над ним власть или его подавляют, в чем-либо ограничивают, что-то запрещают. Для взрослого человека это могут быть вышестоящие лица, начальники; для ребенка – родители, старшие по возрасту, воспитатели, учителя.

тест несуществующее животное

Защитные элементы несуществующего животного подняты вверх (верхний контур тела), а на боку направлены вправо.

Если защитные элементы по контуру тела несуществующего животного направлены вниз – человек боится быть непризнанным, потерять свой авторитет среди других людей, стать объектом насмешек, боится, что его будут обсуждать. Или же переживает, что уже находится в таком положении. Если такая направленность защиты просматривается в рисунке ребенка, скорее всего, он чувствует себя некомфортно в окружении сверстников.

Если защитные элементы по контуру тела несуществующего животного направлены в сторону (по бокам) или же внутри контура (на самом теле) – человек ожидает опасность со всех сторон в любых ситуациях (это недифференцированная опасливость, то есть беспредметный страх) и готов к защите и самозащите любого порядка.

Если защитные элементы направлены в сторону вправо – это говорит о том, что человек пытается защищаться в процессе своей реальной деятельности (смотрите рисунок выше).

Если защитные элементы направлены в сторону влево – это указывает на то, что человек защищает свое мнение, убеждения или вкусы.

♦ Окончание статьи об агрессивных элементах в рисунке несуществующего животного читайте в следующей статье.

Источник

2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).

Данная методика разработана Дукаревич М.З. Необходимо придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием.

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка. Время выполнения задания не более 30 минут. При обследовании мы отмечаем:

— последовательность рисования деталей;

— паузы более 15 с;

— спонтанные комментарии ребенка;

— эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

Для количественной обработки введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 — не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – сильно выражено. Для оценки агрессивности детей используется следующая таблица 1.

Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»

Рисунок расположен в нижней части

Большое количество зубов

Рот с зубами и клыками, клюв

Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый

Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые

Хвост повернут влево, вниз

Затемнение линий контура, штриховка

Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя

Голова обращена влево или анфас

Острые ногти, острые рога, острые наросты

Оружие, режущее, колющее или рубящее

Описание образа жизни: питается людьми, подробное описание поедание жертв

Описание образа жизни: любимое или обычное занятие: ломает деревья

Описание образа жизни: друзья: злые, агрессивные персонажи

Описание образа жизни: враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии

— Высокая агрессивность — 21 — 42 баллов.

— Средняя агрессивность — 11 — 21 баллов.

— Низкая агрессивность — 1 — 11 баллов.

Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т.д.), изображение двух животных — один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию.

На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет угрожающих или нападающих животных, хищников, отсутствуют символы прямой агрессии (зубы, клюв, когти и т.д.). Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что свидетельствует о наличии самоконтроля, дружелюбия, защитного характера агрессии.

После выполнения задания следует получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Методика «Несуществующее животное» проста для освоения и позволяет работать непосредственно с личностными характеристиками ребенка. Исследование затрагивает глубинные проблемы личности, которые не поддаются сознательному контролю. Позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему миру.

3.Примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка автор А. А. Романов (Приложение 3) позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположение о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 — не проявляется никогда,

1 — иногда наблюдается,

2 — наблюдается довольно часто,

3 — проявляется почти всегда,

4 — наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности у ребенка.

Низкий уровень — от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологиченских; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

Средний уровень – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Высокий уровень – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медицинская помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень повышенной агрессивности – от 195 до 260 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медицинская помощь ребенку.

Все полученные данные были подвергнуты соответствующей тестовой процедуре обработке, количественному и качественному анализу. Итоговый уровень агрессивности определяли на основании выделенных критериев и уровней агрессивностей в поведении младших школьников.

Источник

Методика «Несуществующее животное»

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Теоретические основы

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально — «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения

Инструкиця

«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Обработка и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры

(голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию; б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Источник

Adblock
detector