17 ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

17. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

Движение — одно из свойств живых организмов. При движении может перемещаться какая-то часть организма: лист, конечность, а может и весь организм перемещаться в пространстве.

Но для того чтобы двигаться, необходимо, чтобы в организме существовали хорошо развитые опорные структуры. Казалось бы, амёба вообще не в состоянии поддерживать постоянную форму тела. Однако это не так. Цитоплазма амёбы пронизана белками и структурами цитоскелета, которые помогают ей образовывать ложноножки.

Опора и движение растений. У растений механические ткани стали усиленно развиваться по мере выхода их на сушу в конце силурского периода палеозойской эры, т. е. более 400 млн лет тому назад. Ведь в воде механические нагрузки на организм значительно меньше, чем на суше.

У современных высших растений опорную функцию выполняет целый ряд тканей, входящих в состав коры, древесины, сердцевины: паренхима, колленхима, склеренхима. Растения не способны к активным перемещениям, т. е. не могут переходить с одного места на другое, хотя и обладают раздражимостью — способностью реагировать на внешние раздражители. Сигналы, вызывающие ответные реакции у растений, — это изменение освещённости, понижение или повышение температуры, перемены в химическом составе почвы, атмосферы, воды. Некоторые растения реагируют даже на прикосновения. Венерина мухоловка, живущая на болотах и испытывающая нехватку азота, научилась добывать азот, захватывая липкими листьями насекомых, которых она затем переваривает (рис. 62). Но обычно растения реагируют на изменения окружающей среды либо движением цитоплазмы в клетках, либо изменением скорости роста.

Примером движения растений могут служить настии — движения органов растений, обусловленные особенностями самого растения, обычно в ответ на ненаправленное воздействие раздражителя: света, температуры, прикосновения. Например, при более быстром росте верхней стороны листа он изгибается книзу, а при более быстром росте нижней стороны листа — кверху. Настии могут осуществляться и за счёт изменения тургорного давления в клетках органов растений (рис. 63).

Другой вид движения растений — тропизмы, представляющие собой направленные ростовые движения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора (земного притяжения, света, химического фактора). Тропизмы могут быть положительными — движения в сторону раздражителя и отрицательными — движения в противоположную от раздражителя сторону. Наиболее часто встречающиеся тропизмы — это фототропизм у побегов, геотропизм у корней, хемотропизм у корней (в сторону больших концентраций питательных веществ в почве).

Помимо настий и тропизмов, которые являются примером активных движений растений, существуют ещё и пассивные движения. Они связаны с резким изменением напряжения тканей растений в результате, например, прикосновения (или порыва ветра). Зрелый бешеный огурец при прикосновении выбрасывает свои семена, так же внезапно раскрывается для раскидывания семян боб у акации.

Опорные системы животных. Животные вне меньшей степени, чем растения, нуждаются в опорных системах, тем более что большинство животных активно двигается: бегает, плавает, летает. Опорную функцию у животных выполняет скелет.

Устройство скелета может сильно различаться. У простейших тело представлено всего одной клеткой, но и в ней имеется специальный опорный элемент — цитоскелет, построенный из мельчайших белковых трубочек. Такой скелет помогает простейшим двигаться и поддерживать форму тела.

Для мягкотелых животных характерен гидростатический скелет. У таких животных, как, например, дождевой червь, давление жидкости, заполняющей полость тела, заставляет сокращаться мышечные стенки полости, которые обеспечивают и опору, и движение червя.

Внешний скелет — это особенность членистоногих, коралловых полипов, большинства моллюсков, а также некоторых иглокожих (рис. 64). Например, у ракообразных скелет состоит из соединённых между собой пластин хитина — лёгкого и прочного вещества, выделяемого кожными покровами. Рост организма, заключённого во внешний скелет, происходит при линьках: в определённое время старый хитиновый панцирь сбрасывается и формируется новый — мягкий и растяжимый. До того как новый внешний скелет не затвердеет, животное не может нормально двигаться. Для таких небольших животных, как членистоногие, хитиновый внешний скелет очень удобен, но для крупных животных бы он мешал росту и, будучи слишком тяжёлым и громоздким, препятствовал нормальному движению.

Внутренний скелет характерен, главным образом, для позвоночных животных (рис. 65), хотя элементы внутреннего хрящевого скелета встречаются и у головоногих моллюсков. Внутренний скелет образован костной тканью и хрящом. Снаружи от него находятся скелетные мышцы. Внутренний скелет растёт вместе со всем организмом. Части скелета соединены суставами, обеспечивая ему прекрасную подвижность в любой среде обитания.

Движение животных. Животные смогли освоить активные движения во всех средах: они плавают, летают, перемещаются по суше несколькими способами (рис. 66, 67).

В воде животные перемещаются при помощи различных приспособлений. Это и жгутики некоторых простейших, и реснички инфузорий, и плавники рыб, и ласты черепах, и крылья пингвинов, и лапы водоплавающих птиц. Многие животные плавают, изгибая всё тело (большинство рыб, хвостатые земноводные). Реактивным способом плавают медузы и головоногие моллюски. Так, глубоководные кальмары, выбрасывая струю воды из мантийной полости через специальную воронку, развивают скорость более 70 км/ч (рис. 68).

Летающих животных также очень много. Так, прекрасно летают большинство насекомых. От них не отстают и птицы, освоившие разные способы полёта. Одни из них не могут долго держаться в воздухе, а другие парят над водой многими часами. Полярные крачки, например, в год пролетают над океаном около 50 тыс. км. Освоились в воздушной среде и представители других классов позвоночных животных: неплохо летают летучие мыши, научились планировать летучие рыбы, ящерицы, белки-летяги, некоторые лягушки. Немало способов передвижения животных по твёрдым поверхностям. К ним относят ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазание. Мелкие членистоногие могут скользить по водяной глади как по льду, например клоп-водомерка. Моллюски чаще ползают по поверхности (вспомните улиток!), но в сложных жизненных обстоятельствах некоторые из них способны даже прыгать. С очень большой скоростью передвигаются по твёрдым поверхностям некоторые насекомые: жуки, тараканы.

Наибольшее число способов движения по суше имеется у позвоночных. Лягушки прыгают; жабы и змеи ползают; некоторые ящерицы даже могут бегать на задних конечностях. Безусловно, самые лучшие бегуны среди позвоночных — млекопитающие. Подавляющее большинство млекопитающих, активно перемещается по земной поверхности или по наземной растительности.

Но китообразные и ластоногие — вторичноводные животные, способны плавать не хуже рыб. Те же млекопитающие, которые живут на суше, смогли освоить даже несколько способов передвижения и могут ходить шагом, бежать рысью, скакать галопом.

Усовершенствование способов движения потребовало многих эволюционных изменений. Совершенствовались двигательный аппарат, т. е. скелет и мышцы, а также органы чувств, нервная система. Прекрасный опорно-двигательный аппарат и большое разнообразие способов передвижения способствовали успешному освоению животными всех сред обитания нашей планеты: суши, воды и атмосферы.

Запомнить: раздражимость; настии, тропизм; хитин; линька; внешний и внутренний скелет.

Выводы

Движение — одно из свойств живых организмов. Растения не могут активно перемещаться, но способны к активным движениям: медленным (ростовым) — настии и тропизмы и быстрым (сократительным). Животные освоили активные движения во всех средах: плавают, летают, бегают.

Источник

Биология

Скелет — опора организма. Есть ли опорные структуры у растений? Каково их значение?

Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле.

Ещё по теме

Распространение плодов и семян. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

Значение животных в природе и жизни человека. Дополните предложение и запишите его в тетрадь: «Домашние животные — это …». Объясните, для чего человек приручал диких животных.

Человек — часть природы. Почему пища человека, питьевая вода и вдыхаемый воздух должны быть чистыми?

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. В какое время следует проводить прививку черенком, а в какое — почкой? Почему?

Деление клетки. Какова биологическая роль митоза и мейоза?

Фотосинтез. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Влияние факторов среды на строение листа. Почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погружённых в воду листьев устьиц совсем нет?

В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?

Половое размножение покрытосеменных растений. Какое строение он имеет?

Условия произрастания и видоизменения корней. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Источник



Значение опорных систем в жизни организмов.Опорные системы растений
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Тихонова Светлана Юрьевна

Учебник Сонин, Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М. : Дрофа, 2002. – 176 с.

3. Тема урока : « Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений».

4. Изучаемая тема : «Опорные системы»

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений.

Опорные системы животных.

5. Тип урока : комбинированный

1) проверить и оценить усвоение материала по теме «Обмен веществ и энергии»;

2) дать представление об опорных системах живых организмов, их значении, о строение опорных образований у растений;

3) закрепить умения выявлять соответствие между строением и функциями тканей, сходства и различия между функциями опорных систем растений и животных.

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться рисунками учебника, текстом учебника;

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопросов в паре).

1) формированию адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (через составление кластера)

3) формированию позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания).

7. Метод обучения — частично поисковый, проблемный, продуктивный.

8. Форма организации урока : беседа, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника, программированный опрос

9. Средства обучения : компьютерная презентация ( смотри в электронном приложении), тесты, тетради, учебники, познавательные задания

10. Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, парная.

11. Хронометраж урока:

— организационной момент 2 мин

-актуализация опорных понятий темы 8 мин

— целеполагание 2 мин

— изучение нового материала 15 мин

— закрепление 12 мин

— предъявление и обсуждение домашнего задания 2 мин

— подведение итогов урока 2 мин

— рефлексия 2 мин

Содержание и ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозирование деятельности ученика

I. Организационный этап .

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Тема урока записана на доске: «Скелет – опора организма?»

Сегодня, как всегда, в течении всего урока вы будете зарабатывать по ходу урока баллы, и в конце урока каждый получит оценку.

«5» ≥ 22 «4» ≥ 15 «3» ≥ 11

Цель урока – ответить на поставленный вопрос, но сначала вспомним то, что изучали на прошлом уроке

II. Проверка домашнего задания.

1. Откройте тетради и учебники ( глава 14, рис на стр.91-93)

2. Ответьте на вопросы:

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( Обмен веществ. )

— Что такое обмен веществ? ( Обмен веществ – процесс образования сложных ве-ществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии. . )

— Из каких процессов складывается обмен веществ? ( Из процессов питания, дыха-ния и выделения. )

— Каково значение обмена веществ для организма? (Обмен веществ обеспечивает рост, развитие, размножение и постоянную связь организма с окружающей средой.)

— Каковы особенности обмена веществ у растений? ( Растение, в отличии от жи-вотных, усваивая энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества ).

— Какие органы растений принимают участие в обмене веществ? ( Корень, стебель, лист )

— Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ? ( Пи-щеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная)

3. Найдите соответствие между органом и системой органов.

1. Опорная система.

2. Выделительная система.

3. Пищеварительная система.

а) кишечник; б) глотка; в) почка; г) сердце;

д) трахеи; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; з) желудок.

Ответы: ( 1еж, 2 в , 3 абз)

Метод : фронтальная беседа с опорой на рисунки учебника, записи в тетради, программированный опрос.

III. Целеполагание (совместное).

Сегодня мы начинаем изучать тему «Опорные системы организма». Тему урока я сформулировала так: Скелет – опора организма? Как вы считаете, что вам необходимо знать об опорных системах, чтобы дать ответ на этот вопрос?

Метод – фронтальная беседа (с выносом целей на доску)

IV. Изучение нового материала.

1 Постановка познавательной задачи .

У всех ли организмов есть опорная система?

2. Решение познавательной задачи.

Пользуясь рисунками учебника на с.98-100, ответьте на вопросы.

Какие организмы имеют опорные системы? Чем они представлены?

(Животные, растения. Скелетом. По структуре твердые части организма).

Опорная система – это скелет, твердые образования.

Каково значение опорных систем в жизни растений и животных? (защита, опора, движение) Давайте проверим ваше предположение с помощью учебника.

Работа по вариантам

Время выполнения ограничивается — 3 мин

I вариант на с 97 (2- 3 абзацы),с.98(1абзац) учебника находит функции опорных систем животных.

II вариант на с. 100 (1 абзац) находит функции опорных систем растений.

Обсуждение результатов. Внесение данных в таблицу.

2. Каркас, устойчивый к сжатию

3. Защита от повреждений

4. Опора для внутренних органов

1. Выносят листья к свету.

2. Каркас, устойчивый на изгиб

Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются?

( Общие – опора, защита, каркас. Отличия – у животных при сокращении мышц части скелета приводятся в движение)

Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции.

У огромного большинства организмов имеются разного рода опорные структуры, начиная от плотных палочковидных образований у простейших до сложных скелет-ных структур у членистоногих и позвоночных. Опорные системы, как правило, обеспечивают характерную форму тела, а она, в свою очередь, определяется потре-бностями организма, поэтому такие системы у животных, обитающих на суше или в воде, передвигающихся на двух, четырех или шести ногах, по земле или по воздуху, неизбежно должны иметь разное строение. Но выполняют основные функции скеле-та ( опора, защита, движение).

— Какие типы скелета вы знаете? (Наружный и внутренний)

Самостоятельная работа (в парах)

Задание: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета (смотри приложение №1) Используем учебник с. 98 (2 абзац),

с. 99 (2,3 абзац) и рисунки на с.98-99 Время выполнения — 2 мин .

1- Улитка, 2 — кошка, 3 — пчела, 4 — кряква, 5 — дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 — лягушка, 8 — рак, 9 — черепаха, 10 — морской еж, 11 — пиявка, 12 — человек.

наружный внутренний

Проблемная ситуация . Куда отнести дождевого червя и пиявку ?

Для мягкотелых животных характерен гидроскелет. У них имеется полостная жид-кость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давле-ние на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давле-ние. ( Иллюстрация значения внутренней жидкости как опоры на примере тюбика из-под зубной пасты.) На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидро-скелета? ( Жидкость плохо сжимается).

наружный внутренний

улитка дождевой червь кошка

пчела пиявка кряква

морской ёж лягушка

Особенности строения скелета животных – тема следующего урока.

Сегодня поговорим о скелете растений.

3. Постановка познавательной задачи.

Подумайте, что придает растению прочность, ведь ствол дерева достига-ет нескольких десятков метров, выдерживает порывы ветра, корни удержива-ют растение в почве, плоды унизывают ветви при больших урожаях.

4. Решение познавательной задачи.

-Вспомните, из каких тканей состоит любой орган растения? ( Покровная, проводя-щая, механическая, основная, образовательная).

— Какая из них придает прочность растению? ( Механическая – клетки с толстыми оболочками, одревесневшие).

— Есть ли отличия в строении и расположении в органах клеток механической ткани корня, стебля, листа? На чем основана ваша точка зрения? (ответ можно найти на с.93 учебника)

Скелет растения

Механическая ткань

Корень Стебель Лист

В центре Подобие цилиндра В составе жилок

Сопротивление Прочность Каркас, форма

на разрыв на изгиб

Метод – частично поисковый, продуктивный, фронтальная беседа, работа по вариантам, в парах с учебником.

V. Закрепление. Время выполнения – 4 мин.

1. Возвращаемся к кластеру, проговариваем ответы на все поставленные вопросы.

2. Выполняем тест по изученному на уроке материалу.

Выбери правильный ответ.

1. Функция, которую не выполняет скелет

а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная

а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка

а) у паука – крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба лисички

4. Наружный скелет имеет:

а) гусь б) крокодил в) речной рак г) бурый медведь

5. Внутренний скелет имеет:

а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела г) крот

6. Ткань, образующая скелет растения:

а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая.

Ответы. 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в

Метод – программированный опрос

VI. Предъявление домашнего задания и инструктаж.

Задание. Прочитать текст на с.97, 100, вопросы 1,2,8, задание на с.102.

VII. Подведение итогов урока (совместное)

1. Ответ на вопрос, вынесенный в тему урока.

2. Проговаривание каждым учеником результатов своей деятельности на уроке, в связи с критериями, оговоренными в начале урока.

Источник

Проект по биологии «Опорные системы растений»

Учебник Сонин, Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М. : Дрофа, 2002. – 176 с.

3. Тема урока: « Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений».

4. Изучаемая тема: «Опорные системы»

5. Тип урока: комбинированный

6. Цели урока.

1) проверить и оценить усвоение материала по теме «Обмен веществ и энергии»;

2) дать представление об опорных системах живых организмов, их значении, о строение опорных образований у растений;

3) закрепить умения выявлять соответствие между строением и функциями тканей, сходства и различия между функциями опорных систем растений и животных.

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться рисунками учебника, текстом учебника;

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопросов в паре).

Воспитательные: способствовать

1) формированию адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (через составление кластера)

3) формированию позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания).

7. Метод обучения — частично поисковый, проблемный, продуктивный.

8. Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника, программированный опрос

9. Средства обучения: компьютерная презентация ( смотри в электронном приложении), тесты, тетради, учебники, познавательные задания

10. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

11. Хронометраж урока:

— организационной момент 2 мин

-актуализация опорных понятий темы 8 мин

— целеполагание 2 мин

— изучение нового материала 15 мин

— закрепление 12 мин

— предъявление и обсуждение домашнего задания 2 мин

— подведение итогов урока 2 мин

— рефлексия 2 мин

I . Организационный этап.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Тема урока записана на доске: «Скелет – опора организма?»

Сегодня, как всегда, в течении всего урока вы будете зарабатывать по ходу урока баллы, и в конце урока каждый получит оценку.

«5» ≥ 22 «4» ≥ 15 «3» ≥ 11

Цель урока – ответить на поставленный вопрос, но сначала вспомним то, что изучали на прошлом уроке

II . Проверка домашнего задания.

1. Откройте тетради и учебники ( глава 14, рис на стр.91-93)

2. Ответьте на вопросы:

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( Обмен веществ.)

— Что такое обмен веществ? ( Обмен веществ – процесс образования сложных ве-ществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии. .)

— Из каких процессов складывается обмен веществ? (Из процессов питания, дыха-ния и выделения. )

— Каково значение обмена веществ для организма? (Обмен веществ обеспечивает рост, развитие, размножение и постоянную связь организма с окружающей средой.)

— Каковы особенности обмена веществ у растений? ( Растение, в отличии от жи-вотных, усваивая энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества).

— Какие органы растений принимают участие в обмене веществ? (Корень, стебель, лист)

— Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ? ( Пи-щеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная)

3. Найдите соответствие между органом и системой органов.

1. Опорная система.

2. Выделительная система.

3. Пищеварительная система.

а) кишечник; б) глотка; в) почка; г) сердце;

д) трахеи; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; з) желудок.

Ответы: ( 1еж, 2 в , 3 абз)

Метод: фронтальная беседа с опорой на рисунки учебника, записи в тетради, программированный опрос.

III . Целеполагание (совместное).

Сегодня мы начинаем изучать тему «Опорные системы организма». Тему урока я сформулировала так: Скелет – опора организма? Как вы считаете, что вам необходимо знать об опорных системах, чтобы дать ответ на этот вопрос?

Метод – фронтальная беседа (с выносом целей на доску)

IV . Изучение нового материала.

1 Постановка познавательной задачи.

У всех ли организмов есть опорная система?

2. Решение познавательной задачи.

Пользуясь рисунками учебника на с.98-100, ответьте на вопросы.

Какие организмы имеют опорные системы? Чем они представлены?

(Животные, растения. Скелетом. По структуре твердые части организма).

Опорная система – это скелет, твердые образования.

Каково значение опорных систем в жизни растений и животных? (защита, опора, движение) Давайте проверим ваше предположение с помощью учебника.

Работа по вариантам

Время выполнения ограничивается — 3 мин

I вариант на с 97 (2- 3 абзацы),с.98(1абзац) учебника находит функции опорных систем животных.

II вариант на с. 100 (1 абзац) находит функции опорных систем растений.

Обсуждение результатов. Внесение данных в таблицу.

Функции скелета.

2. Каркас, устойчивый к сжатию

3. Защита от повреждений

4. Опора для внутренних органов

1. Выносят листья к свету.

2. Каркас, устойчивый на изгиб

Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются?

( Общие – опора, защита, каркас. Отличия – у животных при сокращении мышц части скелета приводятся в движение)

Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции.

У огромного большинства организмов имеются разного рода опорные структуры, начиная от плотных палочковидных образований у простейших до сложных скелет-ных структур у членистоногих и позвоночных. Опорные системы, как правило, обеспечивают характерную форму тела, а она, в свою очередь, определяется потре-бностями организма, поэтому такие системы у животных, обитающих на суше или в воде, передвигающихся на двух, четырех или шести ногах, по земле или по воздуху, неизбежно должны иметь разное строение. Но выполняют основные функции скеле-та (опора, защита, движение).

— Какие типы скелета вы знаете? (Наружный и внутренний)

Самостоятельная работа (в парах)

Задание: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета (смотри приложение №1) Используем учебник с. 98 (2 абзац),

с. 99 (2,3 абзац) и рисунки на с.98-99 Время выполнения — 2 мин.

1- Улитка, 2 — кошка, 3 — пчела, 4 — кряква, 5 — дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 — лягушка, 8 — рак, 9 — черепаха, 10 — морской еж, 11 — пиявка, 12 — человек.

наружный внутренний

1,3,8,10 2,4,6,7,9,12

Обсуждение результатов.

Проблемная ситуация. Куда отнести дождевого червя и пиявку ?

Для мягкотелых животных характерен гидроскелет. У них имеется полостная жид-кость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давле-ние на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давле-ние. (Иллюстрация значения внутренней жидкости как опоры на примере тюбика из-под зубной пасты.) На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидро-скелета? ( Жидкость плохо сжимается).

Скелет

наружный внутренний

гидроскелет твердый

улитка дождевой червь кошка

пчела пиявка кряква

морской ёж лягушка

Особенности строения скелета животных – тема следующего урока.

Сегодня поговорим о скелете растений.

3. Постановка познавательной задачи.

Подумайте, что придает растению прочность, ведь ствол дерева достига-ет нескольких десятков метров, выдерживает порывы ветра, корни удержива-ют растение в почве, плоды унизывают ветви при больших урожаях.

4. Решение познавательной задачи.

-Вспомните, из каких тканей состоит любой орган растения? ( Покровная, проводя-щая, механическая, основная, образовательная).

Какая из них придает прочность растению? (Механическая – клетки с толстыми оболочками, одревесневшие).

— Есть ли отличия в строении и расположении в органах клеток механической ткани корня, стебля, листа? На чем основана ваша точка зрения? (ответ можно найти на с.93 учебника)

Скелет растения

Механическая ткань

Корень Стебель Лист

В центре Подобие цилиндра В составе жилок

Сопротивление Прочность Каркас, форма

на разрыв на изгиб

Метод – частично поисковый, продуктивный, фронтальная беседа, работа по вариантам, в парах с учебником.

V . Закрепление. Время выполнения – 4 мин.

1. Возвращаемся к кластеру, проговариваем ответы на все поставленные вопросы.

2. Выполняем тест по изученному на уроке материалу.

Выбери правильный ответ.

1. Функция, которую не выполняет скелет

а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная

а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка

а) у паука – крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба лисички

4. Наружный скелет имеет:

а) гусь б) крокодил в) речной рак г) бурый медведь

5. Внутренний скелет имеет:

а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела г) крот

6. Ткань, образующая скелет растения:

а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая.

Ответы. 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в

Метод – программированный опрос

VI . Предъявление домашнего задания и инструктаж.

Задание. Прочитать текст на с.97, 100, вопросы 1,2,8, задание на с.102.

VII . Подведение итогов урока (совместное)

1. Ответ на вопрос, вынесенный в тему урока.

2. Проговаривание каждым учеником результатов своей деятельности на уроке, в связи с критериями, оговоренными в начале урока.

отграничить время начала урока, настроить детей на «рабочий лад».

Обеспечить комфортную актуализацию необходи-мых элементов знаний: снять напряжение с ситуа-ции опроса, активизиро-вать учащихся (вызвать желание отвечать).

Не перебивать ученика, не «обрабатывать литератур-но» ответ, дать возмож-ность сформулировать от-вет наилучшим образом

( ученики могут поправить друг друга)

При выполнении этого за-дания происходит воспро-изведение и применение изученного ранее материа-ла в конкретных условиях

Самостоятельная постанов-ка целей способствует при-нятию учебной задачи детьми и положительной мотивации на работу.

Формулирует задание, определяет проблемы.

При заполнении таблицы развивает умение школь-ников выделять в тексте главное, приёмам самосто-ятельного составления таблицы, а задание, связан-ное с подготовкой устного ответа, дополнительно мо-тивирует учащихся на ра-боту, что способствует прочности закрепления ма-териала. Ограниченность времени заставляет детей активизироваться при вы-полнении задания.

Побуждает к осмыслению информации через сопоста-вление общих и отличных

Сообщает часть материала, побуждая учащихся к ос-мыслению основных фун-кций скелета.

Привлекает учащихся к участию в поиске общих признаков деления на груп-пы. Выполнение такого за-дания должно способство-вать развитию функций анализа, сравнения.

Подводит к противоречию.

Сообщает часть материала, побуждая учащихся к ос-мыслению того, что не из-ложено, но предполагается.

Обучает приёмам самосто-ятельного составления схем.

Создаёт проблемную си-туацию. Задание способст-вует развитию коммуника-тивных умений (выслуши-вать все мнения в поисках решения проблемы). Разви-вает умение учащихся на-ходить в тексте главное.

Обучает приёмам самосто-ятельного составления схем.

Проговаривание ответов на вопросы кластера обес-печивают осмысление и первичное запоминание информации.

Задание направлено на ус-тановление правильности и осознанности усвоения но-вого учебного материала,

выявление пробелов и не-верных представлений, их корректировка. Успешное выполнение задания вы-зывает чувство удовлетво-ренности и уверенности в своих силах.

Формирует позитивную мотивацию на выполнение дом. задания

Придаёт логическую завер-шенность работе на уроке.

Готовность класса к работе

Используя имеющийся материал, припоминают необходимые сведения, приобретают уверен-ность в наличии собст-венных знаний, добро-желательном отношении со стороны учителя и одноклассников.

Ученик воспроизвел и применил знания, полу-чил заданный результат.

Ученики сами формиру-ют цели, планируют свою деятельность на будущий урок, убежда-ются в её необходимос-ти, испытывают чувство удовлетворения, видя на доске результат своей мыслительной деятель-ности, принятие учите-лем поставленных ими целей. Принимают учеб-ную задачу.

Самостоятельно ищут ответы на вопросы в учебнике, коллективно обосновывают, делают вывод.

Осмысливают, выделя-ют опорные пункты, сос-тавляют таблицу. В про-

цессе работы с таблицей

развивают все виды па-мяти, происходит непро-извольное запоминание

таблицы. При подготов-ке устного ответа разви-вают внутреннюю моно-логическую речь, осуще-ствляют волевое усилие для запоминания мате-риала.

Активно слушают, ос-мысливают, сопоставля-ют, делают выводы.

Осмысливают, дополни-тельно закрепляют мате-риал в памяти.

Находят и самостоятель-но определяют группы

животных, применяют знания, обосновывают выбор. Обсуждают свой выбор в паре, развивают

коммуникативные уме-ния вести диалог.

Ищут пути разрешения проблемы, применяя при этом ранее приобретен-ные знания. Находят и самостоятельно опреде-ляют взаимосвязи, уточ-няют делают вывод. Составляют схему.

Ищут пути решения си-туации. Развивают моно-логическую речь, объяс-няя свой путь решения.

Осмысливают текст и учатся выделять глав-ное.

Осмысливают, выделя-ют опорные пункты, сос-тавляют схему. Развивают умения: ана-лиза, синтеза.

Осмысливают информа-цию, развивают слухо – речевую память, непро-извольное запоминание.

Осуществляют анализ полученной на уроке ин-формации и выбирают ответы. Дополнительно закрепляют материал в памяти, учатся планиро-вать свою деятельность в условиях ограниченно-го времени. Осуществ-ляют коррекцию само-оценки.

Принимают домашнее задание, т.к. убеждаются в его посильности.

Сравнивают свою дея-тельность на уроке и её результаты.

Выявляют положитель-ные и отрицательные моменты в своей дея-тельности на уроке (работает на мотивацию)

Источник

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы растений и животных Тихонова С.Ю. — презентация

Презентация на тему: » Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы растений и животных Тихонова С.Ю.» — Транскрипт:

1 Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы растений и животных Тихонова С.Ю.

2 Тест. Найдите соответствие между органом и системой органов. Найдите соответствие между органом и системой органов. 1. Опорная система. 1. Опорная система. 2. Выделительная система. 2. Выделительная система. 3. Пищеварительная система. 3. Пищеварительная система. а) пищевод; б) рот; в) мочеточники; а) пищевод; б) рот; в) мочеточники; г) сердце; д) жабры; г) сердце; д) жабры; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; з) желудок. з) желудок. Ответы : 1еж, 2 в, 3 абз

3 Опорныесистемы Что такое ? Значение? Какие бывают? Какие органы Образуют? У растений?У животных?

4 У всех ли организмов есть опорная система? У всех ли организмов есть опорная система? Пользуясь рисунками учебника на с.92-93, ответьте на вопросы: 1.Какие организмы имеют опорные системы? 2. Чем они представлены? 1.Какие организмы имеют опорные системы? 2. Чем они представлены? Опорная система – это скелет, твердые образования.

5 Каково значение опорных систем в жизни растений и животных? Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. I вариант на с. 92 ( 2- 4 абзацы) учебника находит функции опорных систем животных. II вариант на с. 93 ( 1 абзац снизу) находит функции опорных систем растений. Функции скелета. Функции скелета. животныхрастений

6 Функции скелета животныхрастений 1. Форма тела 2. Каркас, устойчивый к сжатию 3. Защита от повреждений 4. Опора для внутренних органов 5. Движение 1. Выносят листья к свету 2. Каркас, устойчивый на изгиб 3. Опора 4. Форма тела Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции.

7 Какие типы скелета вы знаете? Самостоятельная работа. Задание: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета, используя учебник с. 92 (5 абзац), с. 93 (2,3 абзац) с. 92 (5 абзац), с. 93 (2,3 абзац) 1 — улитка 2 – кошка 3 – пчела 7 – кряква 8– дождевой 9– морской червь окунь 4-лягушка 5 – рак 6- черепаха 10 – морской 11 –пиявка 12 — человек ёж Скелет наружний внутренний

8 Скелет Скелет наружный гидроскелет внутренний твердый

9 Скелет растения Подумайте, что придает растению прочность, ведь ствол дерева достигает нескольких десятков метров, выдерживает порывы ветра, корни удерживают растение в почве, плоды унизывают ветви при больших урожаях. Скелет растения механическая ткань Корень Стебель Лист Корень Стебель Лист В центре Подобие цилиндра В составе жилок В центре Подобие цилиндра В составе жилок Сопротивление Прочность на Каркас, форма Сопротивление Прочность на Каркас, форма разрыв изгиб разрыв изгиб

10 Тест. Выбери правильный ответ. 1. Функция, которую не выполняет скелет: 1. Функция, которую не выполняет скелет: а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная 2. Скелета нет: 2. Скелета нет: а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка 3. Скелет есть: а) у паука – крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба лисички 4. Наружный скелет имеет: а) гусь б) крокодил в) речной рак г) бурый медведь 5. Внутренний скелет имеет: а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела г) крот 6. Ткань, образующая скелет растения: а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая. Ответы. 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в

Источник

Adblock
detector