15 Как настроения лирического героя соотносятся с романтическим пейзажем 16 В ч м сходство и отличие пейзаж

Какие чувства вызывает природа у лирического героя

3.1. Какие чувства и мысли вызывает у лирического героя созерцание осенней природы?

3.2. С помощью каких цветовых и звуковых образов поэт создаёт картину осени?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нём

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука…

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни

По аллее, давно молчаливой,

И с любовью и с грустью взгляни

На знакомые нивы.

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей,

Вспомни летние ночи

И подумай, что годы идут,

Что с весной, как минует ненастье,

Нам они не вернут

Сопоставьте стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…» с приведённым ниже стихотворением А. Н. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…». Чем различается эмоциональное состояние, воплощённое в этих произведениях?

Стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…» создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. То же самое можно сказать и о стихотворении А.Н. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…»

Лирический герой Бунина грустит, потому что

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Герой ощущает это, хотя не перестаёт замечать и красоту природы: вот, к примеру, лес, который

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Состояние природы сродни настроению лирического героя потому, что сам герой ощущает приближение возможной старости и с тоской смотрит на уходящий этап жизни, где была любовь и счастье.

В стихотворении Майкова тоже ощущается тревожность, связанная с приходом осени. Но в отличие от бунинского, лирический герой Майкова не смиряется, он знает, что с приходом весны все проснется и жизнь возобновится, наполненная новыми силами:

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нём сила для новой весны.

3.1. Стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах» создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться радостным раздумьям и размышлениям, наблюдая за полноправно вступающей в свои права осенью. Лирический герой грустит, потому что

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Герой ощущает это, хотя не перестаёт замечать и красоту природы: вот, к примеру, лес, который

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Состояние природы сродни настроению лирического героя потому, что сам герой ощущает приближение возможной старости и с тоской смотрит на уходящий этап жизни, где была любовь и счастье.

3.2.В стихотворении И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…» настроение создаётся с помощью определённых звуковых и цветовых образов. Так, в самом начале стихотворения поэт отмечает многообразие красок: «астры в садах» ассоциируются с многоцветием, лес «золотистой листвою одетый», клён жёлтый. Вместе с тем, мы видим вкрапления и других красок: туман «белеет», в лесу появились просветы, т.е. прозрачность, пустота потихоньку проступает сквозь яркость красок и скоро она «завоюет» всё пространство вокруг.

Дополняют восприятие и звуковые образы: тишина усиливается и к концу стихотворения нагнетается. Сначала «В этих чащах не слышно ни звука…», потом добавляется образ молчаливой аллеи и, наконец, воцаряется полное безмолвие — всё погружается в сон. Тишина чувствуется обострённо еще и на фоне воспоминаний о наполненном звуками лете:

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей.

Таким образом, с помощью цветовых и звуковых образов автору удается передать общее настроение лирического героя, погрузить читателя в атмосферу философских раздумий о мире, о сущности бытия.

Источник

Какие чувства вызывает природа у лирического героя

Во многих стихотворениях Тютчева картины природы – это главный предмет изображения, и переданы они с неподражаемым мастерством. Л.Н. Толстой говорил, что каждой весной в его памяти неизменно встают строки тютчевской «Весны»:
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, –
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Природа в лирике Тютчева всегда близка нам и проста для восприятия, но за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством. И главное – этот мир живой. Природа для Тютчева – храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворенный:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В стихотворениях Тютчева читатель не найдёт «мертвой природы» – она всегда полна движения, может быть, на первый взгляд и незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И поэт преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому существует человек:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Тютчев помогает понять читателю, что человек все равно останется «грезою природы», лишь ее творением, пусть даже и «венцом» его. Но одновременно тютчевская природа чаще всего предстает перед нами как что-то слабое, хрупкое и беззащитное, зависимое от человека.
Природа Тютчева всегда многолика и разнообразна. Каждое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и величии – это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если нам встречается солнце, глядящее «исподлобья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно такими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту. Поэтому можно сказать, что в стихотворениях Тютчева природа живет, а он эту жизнь описывает.
Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе – не что иное, как выражение дум о человеке. Природа существует не сама по себе, а «в тесном взаимодействии» с человеком. Она отражает его мысли, чувства и переживания или выражает конфликт, вечное противостояние добра и зла, нетленного и преходящего.
Для Тютчева природа – загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветр ночной?» – вопрошает поэт. И тут же: «Понятным сердцу языком /Твердишь о непонятной муке. «.
Порой природа в изображении Тютчева обретает драматизм, назревает внутренний конфликт, но и он навязан природе извне, окружающий мир отражает лишь те страсти и переживания, которые «кипят» вокруг нее, не затрагивая глубинных тайн. Природа полна предчувствий и предсказаний, намеков, недосказанного очарования.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне.
Мастерство Тютчева в описании природы проявляется и в самых обыкновенных природных явлениях, которые при всей своей кажущейся невзрачности являются точнейшим, просто зеркальным, отображением неземной красоты. И выражено это «что-то» не в витиеватых фразах, а в простых и обычных словах, проникающих в самое сердце читателя:
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
По словам Некрасова, Тютчеву в описании природы удалось изобразить «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевленности природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. Лирический герой поэзии Ф.И. Тютчева.
4. Мастерство Ф.И. Тютчева в создании картин природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
5. Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

1. Какую роль в стихотворении «С поляны коршун поднялся…» играет приём антитезы?
2. Охарактеризуйте эмоции, которые переживает лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…».
3. Почему стихотворение Тютчева заканчивается восклицательным знаком и многоточием?

* * *
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он –
И вот ушёл за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли.
(Ф.И. Тютчев,1835)

1. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер»?
2. Какие чувства вызывает у лирического героя картина осеннего вечера?

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф.И. Тютчев,1830)

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с приведённым ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
В чём схожи мотивы и образы стихотворения и фрагмента?

V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

VII
Унылая пора! очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин, 1833)

Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведённым ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «Бог».
В чём схожи и чем различаются раздумья поэтов о человеке?

Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
(Г.Р. Державин, 1784)

Источник



Тема природы и человека в лирике А. А. Фета

Зоя Орлова А.А.Фет был представителем тех поэтических сил, которые заявляли о своей приверженности теории «чистого искусства». Они провозглашали своё особое отношение к поэзии и считали, что стихи должны уводить читателя от треволнений повседневной жизни в мир «чистого созерцания». Их идеологические и эстетические позиции не были однозначными, а творения поэтов не всегда укладывались в рамки провозглашённой ими теории. Но в предисловии к сборнику «Вечерние огни» А.А.Фет писал: «Мы. постоянно искали в поэзии единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Многие произведения поэта-романтика подтверждают эти стремления, так как посвящены они теме природы и любви. Автору удалось не только запечатлеть прекрасные пейзажи, но и отразить своё восприятие мира, мимолётные ощущения и настроения, вызванные созерцанием природы. Примером такой констатации факта встречи с тем, что очаровывает душу, стало стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. ».

Лирический герой, будто художник-наблюдатель, рисует чудные картины, перечисляя те моменты, которые видит и слышит. Это «трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». Ему дороги все мгновения и звуки ночи, которые отражают

Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Казалось бы, ничего необычного не может быть в описании зари, но Фет соединил этот пейзаж с чувствами влюблённых, которые и встречают восход:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.

Поэт очень тонко чувствует связь психологического состояния человека с изменениями в природе. В каждом времени года есть свой посыл для душевных перемен:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях.

И потому приходят особые, весенние мысли:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Песни-стихи рождаются невольно, ими переполняется душа:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Совсем иные чувства появляются в предчувствии, например, зимы:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Поэт отмечает мрачность мысли, которая соответствует тем сумеркам, когда тёмное время суток по продолжительности превышает день, свет:

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом.

Однако жизнеутверждающие силы сильнее грусти и тоски, и лирический герой отмечает, что «надежда в сердце тлеет. ».

В стихах Фет стремился передать те чувства и переживания, которые наполняют душу человека при встрече с прекрасным, ведь его лирический герой способен жить в гармонии с окружающим миром.
Одним из лучших можно назвать стихотворение «Заря прощается с землёю. ».

А.А.Фет, обладая даром живописца, увлечённо рисует пейзаж заката, как будто наносит кистью всё новые краски, воспроизводя увиденное детально: лес, покрытый мглою, и огни на вершинах, то есть отблески солнечных лучей на макушках деревьев. Поэт замечает, как незаметно потухают они и «гаснут под конец». А деревья будто стараются поймать своими венцами ласку тёплых лучей уходящего солнца. Глазу поэта видны те изменения, которые мог бы не увидеть другой человек, не обладающий таким чутким восприятием мира, не умеющий ценить красоту природы и радоваться минутам общения с нею.
А.А.Фет говорит о таинственном и великом смысле наступления ночи, когда и у деревьев своя, другая жизнь:

И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт, как сон;
Как тонко на заре вечерней
Их легкий очерк вознесён!

Эти легкие очертания деревьев в сумерках кажутся поэту волшебными, одухотворёнными, ведь деревья, по его мнению, чувствуют вечность жизни – на земле и на небе. Философская тема Земли и Неба отражена в стремлении ввысь, в желании испытать полноту жизни, и в том, что можно понежиться под солнышком, и в том, что после заката появляется устремлённость к звёздам:

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Такая космическая, вселенская гармония не должна пугать человека. Это нормально и хорошо, если «заря прощается с землёю» до утра, а деревья (природа вообще) и человек, купаясь в золотом сиянии, пользуясь даже прощальной теплотой и светом, отдохнут немного в темноте и дождутся утренних лучей, встретят новую зарю.

Очень многим людям нравится стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом. », так как в нём поэт обратился к теме общности человека и природы. А.А.Фет произносит свой монолог, рассказывая любимой о состоянии своей души. Его стихи очень эмоциональны, потому что всё, что происходит в окружающем мире, вызывает у него восторг, воодушевление и желание нарисовать словами эти прекрасные картины просыпающейся весенней природы:

. лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Автор признаётся, что его душа готова служить счастью дорогого человека, а это состояние соответствует тому, что происходит и с природой:
. отовсюду на меня весельем веет.
Солнце, которое «горячим светом по листам затрепетало», разбудило не только лес и птиц, но и поэта, вызвало у него желание петь, потому что «песня зреет». Это удивительное состояние может испытывать тот человек, который умеет ценить красоту природы, кто способен испытывать чувство любви.
Такие одухотворённые стихи о природе и особое мироощущение можно увидеть в творчестве А.А.Фета, и потому многие ценители поэзии считают его великим стихотворцем.

Источник

15. Как настроения лирического героя соотносятся с романтическим пейзажем? 16. В чём сходство и отличие пейзажной лирики А. С. Пушкина от стихотворений других поэтов, посвящённых теме природы? (ЕГЭ по литературе)

В стихотворении изображен не просто зимний вечер, а путешествие лирического героя. Зимний пейзаж не разнообразен, вызывает чувство пустоты, грусти (“по дороге, зимней, скучной”, “глушь и снег”, “ни огня, ни чёрной хаты”). Более того, неоднократно в описании природы повторяется эпитет “печальный”:

На печальные поляны

Льет печально свет она.

В душе лирического героя тоже тоска, его тяготит нахождение в дороге (“скучно”, “грустно”).

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Даже песня ямщика навевает печаль, на что обращают внимание эпитеты “сердечная тоска”, “колокольчик однозвучен”. Единственное, что радует героя, это скорая встреча с возлюбленной:

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Таким образом, пейзаж отражает настроение лирического героя, зимняя стужа и холод передают его грусть.

К природе обращалось множество поэтов и писателей. И не только А. С Пушкин в своих стихотворения изображает пейзаж. В стихотворении С. А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы. ” описана тоскливая осень, как и А. С. Пушкиным печальная зимняя дорога. Оба стихотворения проникнуты грустью, ощущением пустоты:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Но если у С. А Есенина присутствует лишь описание природы, то у А. С. Пушкина передано и романтическое переживание героя, предвкушающего встречу с возлюбленной.

В стихотворении “Метель” И. А. Бунин тоже обращается к образу зимы. Пейзаж здесь такой же пустынный, как и в стихотворении А. С. Пушкина, всюду царит тишина — возникает мотив пустоты и одиночества:

Мёртвое поле, дорога степная!

Вьюга тебя заметает ночная,

Спят твои сёла под песни метели,

Дремлют в снегу одинокие ели…

Однако если стихотворение “Зимняя дорога” имеет больше печальный характер, то стихотворение

И. А. Бунина передаёт ещё и таинственность зимних вечеров.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id128019

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Источник

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Аргументы. Тема : «Природа»

Тема природы, восхищение её красотой, единение с природой.

Сила чувств лирического героя созвучна с пробуждающейся природой. Радость, счастье, любовь испытывает человек, видя вокруг красоту природы, его сердце просто переполнено радостью жизни. Душа его счастлива.

Природа в стихах поэта — живая, она очеловечена, имеет свою душу, язык. Человек должен научиться понимать её, жить с ней в гармонии, это сделает его счастливым. Поэту горько, что многие люди не видят, не слышат природы, они немы. Их ничто, даже голос матери, не встревожит. Неумение видеть красоту природы, прислушиваться в ней приводит к душевной чёрствости, бессердечности.

Поэт олицетворяет природу, говорит с клёном, видит много похожего в судьбах. Только он ещё не опавший, как клён, « а вовсю зелёный», молодой, полный сил и желания жить. Поэт словно ищет утешения и дружеского участия у природы. Чувствуется грусть, которую испытывает лирический герой, непонимание окружающих, если он , как к другу, обращается к клёну, беседует с ним.

Общее.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека с природой

Многого похожего в своей судьбе с тучами видел поэт .Прежде всего, это одиночество и нахождение вдали от Родины. Но разница в том, что тучи сами выбрали этот путь, нет у них Родины, а поэт тоскует по родине, сердце его переполнено болью. Непонимание окружающих, тоску и одиночество — вот что испытывал поэт. Наблюдение за одиноко и свободно плывущими по небу тучами, равнодушными, холодными, ещё более усиливают эти чувства.

Человек – часть природы. Он ощущает это постоянно. Прекарасная картина начинающейся ночи поражает нежностью, восхищением, Уснуло всё вокруг. «Всё во мне, и я во всём»,- писал поэт. Соединение человека с природой делает его счастливым .Поэт словно просит у природы успокоения души, тишины, воссоединения с природой. «Все залей и утиши».

Весна для А.Ахматовой — время переживаний, переосмысления прошлого, надежды на будущее. Дни предчувствия весны — это дни ожидания изменений в судьбе, ощущение лёгкости, когда всё вокруг кажется иным, воспринимается иначе. «И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь». Весна — ожидание изменений в жизни, обновления, такого же, как и в природе.

Источник

Adblock
detector